II СЕМЕСТР (71 Ч)

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЦИФРОВІ

12/2. ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЦИФРОВЕ, КОГДА ДОЛЯ СОДЕРЖИТ В СЕРЕДИНЕ НУЛИ (681-687)

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМИТЬ С ДЕЛЕНИЕМ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЦИФРОВЕ, КОГДА ДОЛЯ СОДЕРЖИТ В СЕРЕДИНЕ НУЛИ; ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА ПОСТЕПЕННОЕ СВЕДЕНИЕ К ЕДИНИЦЕ; НАХОДИТЬ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ

I. Проверка домашнего задания

Фронтально объяснить два способа решения задачи 680. Выражения упражнения 679 объяснить выборочно.

II. Актуализация и коррекция опорных знаний учащихся

1. Задания для опроса.

1) Вычислить: 483 072 : 6; 9 т : 2 ц.

2) Записать все двоцифрові числа, остатка от деления которых на 9 равны 4.

3) Найти ширину прямоугольника, площадь которого на 96 см2, а длина 16 см.

2. Устные вычисления.

Игра «Лучший вычислитель». Играют три команды.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель сообщает, что на уроке учащиеся будут делить багатоцифрові числа, когда в доле в середине есть нули, решать задачи, вычислять выражения.

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с новым случаем деления можно провести по упражнением 683. В выражении 28 204 : 6 первое неполное делимое 28 дес. тыс., в доле — 5 цифр. 28 разделить на 6, будет 4, остаток 4. Осталось десятков тысяч меньше 6. Цифру подобрали правильно. Второе неполное делимое 42 ед. тыс. 42 разделить на 6, будет 7. Все единицы тысяч поделились. Образуем неполное делимое из сотен. В деленному сотен нет, поэтому их не будет и в доле. На месте сотен доли пишем 0. (Объяснить можно так: 90 сот. поделить на 0, будет 0. Пишем на месте сотен доли 0. Образуем неполное делимое из десятков. 2 дес. не можно поделить на 6, чтобы были десятки. На месте десятков пишем 0. 24 ед. разделить на 6, будет 4. Все единицы поделились. Доля 47 004).

2. Упражнение 682 решить с комментированием и самостоятельно.

V. Повторение и обобщение изученного материала

1. Самостоятельная работа с упражнением 681.

2. Задачу 684 решить вместе с учителем двумя способами.

3. Задача 685 (1) — самостоятельно, а (2) — вместе с учителем.

4. Дополнительные дифференцированные задачи.

1) Сравнить выражения: 6 м 32 см : 4 и 24 м ∙ 8.

2) Задача. За какое время легковой автомобиль догонит грузовой, если расстояние между ними 60 км, а скорость легкового автомобиля больше скорости грузового на 12 км/ч?

VI. Итог урока

Выполняли деление багатоцифрових чисел на одноцифрове. Оценивание учащимися своей работы на уроке, выявления трудностей в выполнении заданий.