ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Трубопроводный транспорт — вид транспорта, осуществляющий передачу
на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам.
Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота.
Современное развитие трубопроводного транспорта был подготовлен достижениями в
металлургии и машиностроении, а также потребностями хозяйства в транспортировке
жидких и газообразных продуктов. Создание широкой сети трубопроводов
позволило более эффективно перемещать природный газ, нефть и нефтепродукты на
большие расстояния без промежуточных процессов их перегрузки, что имеет место на других
видах транспорта (кроме контейнерного). Важная особенность трубопроводного
транспорта — непрерывность его функционирования. Это обеспечивается
трубопроводами большого диаметра обычно до 1420, а в будущем до 1620 и
даже 2200 мм и давлением до 75 и более атмосфер. Трубопроводный транспорт все
больше специализируется на перемещении отдельных видов продукции: жидких (от
нефти и нефтепродуктов до молока), газообразных (природный и попутный газы,
аммиак, этан, этилен), твердых (уголь, зерно). Они перемещаются на разные
расстояния — от нескольких километров до нескольких тысяч километров. Конечные пункты
поставки разные: нефти — нефтеперерабатывающие заводы; природного газа, аммиака,
этана, этилена — химические предприятия; угля и мазута — чаще всего
электростанции. У других видов продукции — массовые потребители (природный газ для
коммунального и, особенно, бытового потребления, нефтепродукты — это бензин, керосин
и тому подобное). Поэтому помимо магистральных трубопроводов имеется и разветвленная сеть розвідна
трубопроводов. Достоинство трубопроводного транспорта — возможность прокладки
его магистралей в условиях разного рельефа, через большие водные пространства, в том
числе моря, в условиях вечной мерзлоты. Газопроводный транспорт использует для
хранение добытого газа природные или искусственные подземные пустоты. Создание
газо — и нефтепроводов приводит к определенным экологическим проблемам (разрыв труб и
выброс нефти и газа, нарушение естественного покрова при прокладке труб, в
северных районах при наземных трассах трубопроводов — препятствия для миграции
животных). Суммарная протяженность только магистральных нефте — и газопроводов в мире
приближается к 2 млн км, т. е. почти вдвое превышает длину железных дорог и
отличие от последних продолжает увеличиваться. По длине нефте — и газопроводов
лидируют Северная Америка и Восточная Европа, далеко опережая Западную Европу
и другие регионы мира. Самая длинная сеть трубопроводов сооружена в США, которые
первыми развернули их создания. В СССР, который уступал США по длине газо-
и нефтепроводов, их строительство началось позже, и были использованы трубы
большего диаметра. Назад в СССР объемы работы трубопроводного транспорта (в 1990
г. — 58 % в мире) превосходили подобные в США. Крупнейшим нефтепроводом
Восточной Европы является нефтепровод «Дружба». Это целая система международных трубопроводов
общей длиной 5,5 тыс. км. В Северной Америке самые длинные нефтепроводы
Редуотер — Порт-Кредит (4,8 тыс. км) и Эдмонтон — Монреаль (3,2 тыс. км).