ТЕХНОГЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ

Техногенная экологическая
катастрофа
— это
авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. п), что
приводит к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и,
как правило, массовой гибели живых организмов и экономических убытков. Аварии и
катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время
экологические последствия их могут распространяться на весьма значительные расстояния. Как
показывает опыт, техногенные экологические катастрофы возможны даже в странах с
высокими технологическими стандартами, и их возникновение обусловлено комплексом
различных причин: нарушением техники безопасности, ошибками людей или их
бездействием, различными поломками, влиянием стихийных бедствий. Наибольшую
экологическую опасность имеют катастрофы на радиационных объектах (атомные
электростанции, предприятия по переработке ядерного топлива, урановые рудники),
химических предприятиях, нефте — и газопроводах, транспортных системах (морской
и железнодорожный транспорт), плотинах водохранилищ и т. п.

Крупнейшая в истории человечества катастрофа
техногенного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля
1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС в
Украине. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, были эвакуированы
более 120 тыс., общее число пострадавших превысило 9 млн человек. Следы
чернобыльского «события» в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков,
исчезнут лишь через 40 поколений. Общая площадь радиоактивного загрязнения составила
уже в первые дни после аварии ок. 200 тыс. км2, охватив много
районов Украины, Белоруссии, а также Брянскую, Калужскую, Тульскую и другие
области Российской Федерации. Заметное выпадение радионуклидов достигло Болгарии,
Польши, Румынии, ФРГ и других стран. Несмотря на длительный срок после
аварии, чернобыльский синдром по-прежнему блокирует позитивное восприятие
атомной энергетики широкой общественностью развитых стран. До чернобыльской
аварии в 1986 г. самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария 1979 г. на
американской АЭС Тримайл-Айленд вблизи г. Гаррісберга (штат Пенсильвания).
Защитная оболочка реактора, которая сохранилась, предотвратила тяжелым экологическим
последствия от этой аварии. Однако населению и окружающей природной
среде был нанесен очень серьезный экологический ущерб. Из 30-километровой
зоны стихийного бедствия было эвакуировано все население. Крупная авария произошла 29
сентября 1957 г. в Челябинской области вблизи г. Киштима на оборонном
предприятии, которое было построено сразу после войны для создания атомной
оружия. Взрыв произошел в бетонных емкостях для жидких отходов, что привело к
выброса радиоактивных продуктов распада в атмосферу с последующим их рассеянием и
осаждением на площади свыше 15 тыс. км2.

Очень опасны и тяжелы по своим экологическим
последствиям крупные аварии и катастрофы на химических объектах.
В этих случаях происходит заражение отравляющими веществами всего приземного
слоя атмосферы, водных источников, почв. При высоких концентрациях ядовитых
веществ наблюдается массовое поражение людей и животных. Большая экологическая
катастрофа произошла на химически опасном объекте в Бхопале (Индия). Здесь 3
декабря 1984 года. на фабрике по производству пестицидов, принадлежащей американской
компании «Юнион Карбайд», произошла утечка из стальных цистерн ядовитой смеси
фосгена и метилізоціанату в количестве более 30 тонн. В результате аварии погибли 3
тыс. людей, бл. 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные
поражения головного мозга, параличи и тому подобное. У потомства, появившегося на свет
после катастрофы, наблюдались многочисленные случаи увечий. Катастрофа произошла
за грубое нарушение техники безопасности, ее усилила необученість персонала действиям
в аварийных ситуациях. Широкую огласку получила экологическая катастрофа на
химическом производстве в г. Севезо (Италия). 10 июля 1976 г. вследствие ошибки
со стороны персонала произошла утечка бл. 2,5 кг надтоксичної вещества диоксина
(тетрахлор-дібензодіоксину), что характеризуется канцерогенным, тератогенным
(патологическое действие на новорожденных) и мутагенным действием. Вследствие аварии в
нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболевание, десятки тысяч
животных, которые отравились, были забиты. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина
будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, поскольку это вещество способно
в течение длительного времени сохранять свою токсичность.

Примером экологических катастроф,
связанных с
морскими транспортными системами, является выливание 16 тыс. т мазута с танкера
«Глобе Асимі», что произошло в порту Клайпеда 21 ноября 1971 г. Эта катастрофа
негативно отразилась на экосистеме Балтийского моря. Резко уменьшилось
численность фітопланктона и его видовое разнообразие, было нарушено
естественное воспроизводство, загрязнены миграционные пути. В мире известны и другие
крупнейшие катастрофы морских судов, вызвавшие нефтяное загрязнение
Мирового океана. Так, в результате катастрофы танкера «Эксон валдис» (1989) в
воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 года. загорелся и затонул танкер
«Кастіло де Бельвер», в океан попало 250 тыс. т нефти; неподалеку от
французского порта Бордо в марте 1978 г. затонул супертанкер «Амоко Надежда»,
пролилось 230 тыс. т сырой нефти, которая образовала на поверхности воды наибольшую
нефтяное пятно в истории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и
других животных. В России, несмотря на существенное снижение объемов и темпов
производства в последние годы, наметилась устойчивая тенденция роста числа
техногенных аварий и катастроф. Так, в 1993 г. на территории России произошли 134
аварии и катастрофы с экологическими последствиями, в которых погибли 1050 человек. В
основном это аварии на воздушном и железнодорожном транспорте (при столкновении составов
с опасными грузами), а также аварии и катастрофы, связанные с выбросами
ядовитых газов — аммиака и пропана, со взрывами метана на угольных шахтах,
взрывами нефте — и газопроводов.