II семестр

НАРЕЧИЕ

УРОК 105. АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ. ПОНЯТИЕ О НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами)

Цель: ознакомить учащихся с основными признаками наречия как части речи; учить различать среди представленных слов наречия, ставить к ним вопросы, связывать их с глаголами в словосочетание, вводить в предложения; развивать творческое воображение; воспитывать наблюдательность, стремление открывать новое.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Анализ проверочной работы

2. Каллиграфическая минутка

уч вч ор вчера вчера

— Подберите однокоренные слова.

3. Словарная работа

— Запишите ответы на вопросы.

Тает снежок,

Оживает лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Солнышко печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает..

Когда это бывает? (Летом)

Пустые поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете о новой часть речи.

IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Наблюдения за языковым материалом

— Послушайте стихотворение про эту часть речи.

Признак действия называет,

А также место, время, причину

Этого действия определяет,

И каждый эту часть знает,

Потому что это наречие — всем известный.

Неизменная эта часть речи

На вопрос как? когда?

Готова всем ответить.

Смеется солнце как? — добро,

Путешествует небом величаво,

А небо голубеет удивительно,

Плывут облака тихо, мечтательно.

Звенит любимая речь чисто,

А каждое слово — торжественно;

Земля встречает нас празднично,

Смеются звезды загадочно.

Сады цветут когда? — Весной,

Летом трав моря шелковые,

А осенью урожай собирают,

Зимой снега все ждут.

Наречий много в языке,

Все яркие, все замечательные!

Чтобы получить основы знаний,

Вивчим эту часть языка!

Л. Лужецкая

— Как же называется часть речи, которую мы начинаем изучать?

— Какое значение наречия? (Называет признак действия, а также место, время, причину этого действия определяет.)

— На какие вопросы отвечают наречия? (Как? где? куда? когда? откуда?)

— С какими словами чаще всего связываются? (С глаголами: посеял (когда?) в прошлом году; пишешь (как?) чисто; говоришь (как?) тихо.)

— Какими членами предложения чаще всего бывают? (Второстепенными)

2. Первичное закрепление

— Пословицы и поговорки прочитайте, объясните. Спишите выделенные слова, в скобках запишите вопросы к ним.

1) Не лінися рано вставать и смолоду больше знать. 2) Что летом родится, то зимой пригодится. 3) Видит, как сова ночью. 4) Если с нашим не в лад, то мы со своим назад. 5) Сделал дело — гуляй смело.

3. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Работа в группах

— Замените приведенные словосочетания одним словом-наречием.

Бежать, перегоняя друг друга…

Впервые

Вернуться домой в назначенный час…

Наперегонки

Идти, не зная дороги….

Наугад

Участвовать в соревнованиях первый раз…

Вовремя

2. Поэтическая минутка

Синий лен зацвел в поле,

сине везде на горизонте.

На холме и в долине

разлились озера синие.

Иметь говорят: словно в море,

играют волны синьозорі.

Волна волну догоняет,

их и небо не останавливает.

М. Сингаевский

— Найдите в тексте наречия и задайте к ним вопросы.

3. Робота з орфографічним словарем

— Образуйте наречия и запишите, раскрывая скобки. С одним наречием составьте предложения и определите его грамматическую основу.

(В)ужина, (в)осени, (в)день, (с)зада, (на)память, (по)переда, (с)переда, (что)раз, (из)далека, (из)далека.

4. Самостоятельная работа

— Дополните предложения наречиями.

Весеннее солнце светит (как?)…

Облачка плывут в небе (куда?)…

Самолет летит (когда?)…

Подснежники расцвели (как?)…

VI. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— О какой части речи вы узнали на этом уроке?

— Что о ней запомнили?

— Приведите примеры наречий. Какие основные признаки наречия?

— Объясните с помощью наречий смысл пословиц и поговорок.

· На Новый год добавилось дня на заячий скок. (Мало)

· Мороз не велик, и стоят не велит. (Холодно)

· Бывает март всех стоит. (Холодно)

· Посей в пору-будешь иметь зерна гору. (Вовремя)

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ