УРОК 68

Балансирования государственного бюджета. Дефицит (профицит) бюджета

 

Цель урока: формировать у учащихся понятие о месте государственного бюджета в бюджетной системе Украины; выяснить главные факторы, влияющие на формирование государственного бюджета; раскрыть особенности различных подходов к балансированию государственного бюджета; ознакомить с понятиями «дефицит» и «профицит» бюджета; развивать творческую активность, самостоятельность в формировании новых знаний; способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Основные понятия: государственный бюджет, бюджетные поступления, бюджетные расходы, дефицит государственного бюджета, профицит бюджета, стойкий дефицит, временный дефицит, активный дефицит; пассивный дефицит; сеньораж; секвестр.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Главное место в бюджетной системе Украины занимает государственный бюджет. Государственный бюджет — это общегосударственный фонд денежных средств, из которого органы государственной власти получают средства для материального опосредования своего функционирования. Бюджет — это большая смета, роспись доходов и расходов, который должен быть согласован по срокам поступления и использования средств. То есть бюджет любого государства — это его финансовый план.

Государственный бюджет должен обеспечивать необходимыми средствами финансирования мероприятий экономического и социального развития общегосударственного значения, а также межгосударственных отношений.

Кроме того, через государственный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между административно-территориальными образованиями Украины с учетом экономического, социального, экологического, природного состояний, выравнивание финансового обеспечения.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Как вы считаете, какие факторы влияют на формирование бюджета?

Факторы, влияющие на формирование государственного бюджета, можно разделить на три группы: экономические, политические и социальные.

Кроме этого, факторы влияния на государственный бюджет могут быть такими.

1. Объективными, к которым принято относить: традиции, специфику развития на определенном историческом этапе, характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, что непосредственно влияют на содержание бюджета, экономические особенности страны, природные особенности страны, социальные особенности страны.

2. Субъективными, в состав которых входят: тип государства, политика правительства в соответствующий период, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация.

 

 

Факторы, влияющие на формирование государственного бюджета

 

V. Изучение нового материала

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет определить, что состояние бюджетного фонда в зависимости от различного соотношения доходной и расходной частей бюджета может быть дефицитным, профицитным и сбалансированным.

Когда расходы бюджета превышают его доходы, возникает отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходы и доходы одинаковые. В экономической литературе приводится также мнение, что теоретически сбалансированным является бюджет, в котором дефицит или профицит не превышает 1 % от совокупного объема расходов.

Различают понятия стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит», вызванный кассовыми разрывами в исполнении бюджета. Его также называют кассовым дефицитом — нехваткой средств бюджета в результате несовпадения сроков поступления доходов и осуществления расходов.

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый.

Открытый бюджетный дефицит — это дефицит, официально признанный в законе о государственном бюджете на соответствующий год.

Скрытый бюджетный дефицит возникает в результате завышения объемов плановых доходов и включения в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита.

По причинам возникновения бюджетный дефицит может быть вынужденным и известным.

Вынужденный бюджетный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны.

Сознательный бюджетный дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, что предполагает целенаправленные изменения в размере государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета.

По направлению дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

Активный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП.

Пассивный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов (социальные трансферты, выплата зарплаты в бюджетной сфере и тому подобное).

Главной причиной возникновения бюджетного дефицита является отставание темпов роста бюджетных доходов по сравнению с ростом бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания обусловлены:

♦ кризисными явлениями в экономике, сопровождающиеся спадом производства, снижением эффективности функционирования отдельных отраслей, инфляционными процессами;

♦ чрезмерными затратами на обеспечение государственного управления;

♦ милитаризацией экономики в мирное время;

♦ чрезвычайными обстоятельствами (войнами, эпидемиями, масштабными стихийными бедствиями);

♦ чрезмерным ростом социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта;

♦ необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики с целью ее структурной перестройки. Это явление отражает не кризис в экономической жизни общества, а государственное регулирование экономики, направленное на обеспечение прогрессивных сдвигов в обществе.

В мировой практике для финансирования дефицита бюджета используются как инфляционные, так и неінфляційні источники.

Неінфляційні источники:

♦ финансирование дефицита бюджета за счет заимствований на внутренних и внешних финансовых рынках и за счет использования остатков бюджетных средств. Внутренние займы осуществляются путем продажи государственных ценных бумаг (облигаций, векселей) или получения кредита в банке. Последнюю форму финансирования бюджетного дефицита использует местная власть. Привлечение для покрытия дефицита государственного бюджета внешних займов в таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, и в развитых странах и их объединениях типа ЕС характерны для развивающихся стран, а также все больше используются странами с переходной к рынку экономикой, в том числе Украиной;

♦ трансферты — финансирование в форме безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи.

Уменьшить дефицит бюджета правительство может путем накопления задолженности — просрочкой платежей по долгам или купленные товары, а также за счет повышения налогов. Эти меры также имеют неинфляционный характер.

Инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита является монетизация дефицита, которая происходит в результате займов центрального банка правительству и покупки центральным банком государственных ценных бумаг.

Кредитная эмиссия как способ покрытия дефицита широко использовалась в Украине. С 1991 г. в 1995 г. кредиты Национального банка были практически единственным источником покрытия дефицита бюджета. С 1995 г. в то же время по кредитам НБУ для финансирования дефицита начали привлекать внутренние и внешние займы. С 1997 г. НБУ прекратил прямое финансирование бюджетного дефицита, и акцент был полностью перенесен на внешние и внутренние источники.

В странах с рыночной экономикой имеющееся конституционное закрепление независимости национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который произошел бы в случае, если бы деньги печатались по заказу правительства.

Дефицит бюджета могут покрывать также дополнительной эмиссией денег. Вследствие такой эмиссии развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В результате монетизации дефицита государство получает сеньораж — доход от печатания денег. Сеньораж возникает в условиях превышения прироста денежной массы над приростом реального ВВП, следствием чего является рост среднего уровня цен. Учитывая это, все экономические агенты вынуждены платить так называемый инфляционный налог, который через более высокие цены перераспределяет часть их доходов в пользу государства.

Государственные займы как способ покрытия дефицита бюджета безопаснее, чем эмиссия, но они также в определенной степени негативно влияют на экономику страны. Во-первых, при определенных условиях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для покупки юридическими и физическими лицами ценных бумаг правительства, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, ограничивают возможности получения кредита частными хозяйствами. Фирмы, особенно небольшие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на рынке ссудного капитала через новые государственные займы способствует удорожанию кредита — росту учетной ставки. Особенно сложными являются последствия использования для покрытия бюджетного дефицита внешних займов.

Государство обязано формировать свою бюджетную политику так, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита. К мерам, которые способствовали бы, с одной стороны, увеличению доходов бюджета, а с другой — сокращению государственных расходов, можно отнести:

♦ направление бюджетных средств на развитие отраслей, определяющих уровень экономической мощи государства, обеспечивают внедрение в производство передовых научных технологий;

♦ создание благоприятных экономических условий для субъектов хозяйствования путем совершенствования налоговой политики и других составляющих бюджетного механизма;

♦ сокращение государственного сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;

♦ привлечение иностранного капитала;

♦ снижение расходов на оборону и управление и тому подобное.

Среди общепринятых в мировой практике методов борьбы с бюджетным дефицитом существует и такой метод, как механизм секвестра расходов бюджета. Он вводится в случае, когда в процессе выполнения имеющиеся превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета. Секвестр — это вынужденная антикризисная мера.

Секвестр бюджета — это пропорциональное снижение бюджетных расходов (на 5, 10, 15% и т. д) ежемесячно по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени до конца финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Согласно с бюджетным кодексом Украины защищенными статьями расходов бюджета признаются статьи расходов государственного бюджета Украины, объем которых не может изменяться при проведении сокращения утвержденных бюджетных назначений. Перечень защищенных статей расходов государственного бюджета Украины определяется законом о Государственном бюджете Украины. Например: оплата труда работников бюджетных учреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; оплата коммунальных услуг и энергоносителей; обслуживание государственного долга; текущие трансферты населению; текущие трансферты местным бюджетам.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером вместе с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать возвращению нашей страны на путь социально-экономического развития.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Решите тестовые задания.

1. Согласно форм проявления бюджетный дефицит разделяют:

а) активный,пассивный;

б) открытый, скрытый;

в) вынужденный, сознательный;

г) правильного ответа нет.

2. Источники покрытия бюджетного дефицита:

а) государственный кредит, прибыль;

б) государственная ссуда, денежная эмиссия;

в) международный кредит, амортизационные отчисления;

г) евровалюта, золото, национальный доход.

3. В основу разграничения доходов между отдельными звеньями бюджетной системы заложен принцип:

а) территориальный;

б) социальный;

в) хозрасчетный;

г) ведомственный.

4. Структуру бюджетной классификации в Украине разрабатывает:

а) Верховная Рада Украины;

б) Кабинет Министров Украины;

в) Министерство финансов Украины;

г) Национальный банк Украины.

5. Возникновение бюджетного дефицита обусловлено следующими причинами (может быть несколько правильных ответов):

а) спад общественного производства;

б) завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;

в) повышение расходов на оборону;

г) рост теневого сектора экономики.

6. Местные бюджеты за уровнем административно-территориального деления делятся (может быть несколько правильных ответов):

а) областные;

б) государственные;

в) районные в городах;

г) сельские.

7. К защищенным статьям Государственного бюджета Украины не относится (может быть несколько правильных ответов):

а) начисления на заработную плату работникам бюджетных учреждений;

б) приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

в) оплата коммунальных услуг и энергоносителей;

г) предоставление государственных грантов.

Ответы: 1 — б; 2 — б; 3 — а; 4 — б; 5 — а-г; 6 — а, в, г; 7 — а-в.

2 ). Выполните практическое задание.

Совершите секвестр расходов бюджета за квартал и рассчитайте процент выполнения утвержденного бюджета по расходам.

Исходные данные

1. Поступления в бюджет (фактические расходы после секвестра) за квартал — 3900 млн. грн.

2. Статьи утвержденного бюджета и величина критического минимума финансирование по каждой статье приведены в таблице.

 

№ с/п

Статьи расходов бюджета

Расходы утвержденного бюджета, млн. грн.

Критический минимум финансирования («защищенные статьи»), млн. грн.

1

Финансирования услуг общего назначения

1700

1100

2

Финансирование общественных услуг

2051

1380

3

Финансирование услуг, связанных с экономической деятельностью

990

400

4

Другие расходы

620

372

 

Вместе

5361

3252

 

Решения

1) Удельный вес статей расходов бюджета, %: 1 — 31,7(1700/5361); 2 — 38,3; 3 — 18,5; 4 — 11,5 (вместе — 100).

2) Разница между фактическим поступлением и критическим минимумом финансирования:

3900 — 3252 = 648 (млн. Грн.).

3) Фактические расходы бюджета, млн. грн.:

1 — 1305,4 (648 ∙ 31,7 % + 1100);

2 — 1628,2 (648 ∙ 38,3 % + 1380);

3 — 519,9 (648 ∙ 18,5 % + 400);

4 — 446,5 (648 ∙ 11,5 % + 372);

(итого — 3900);

4) Доля исполнения бюджета, %:

1 — 76,8 ∙ (1305,4/1700); 2 — 79,4; 3 — 52,2; 4 — 72.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Проанализировать, какими негативными явлениями был обусловлен бюджетный дефицит в Украине. Какие именно источники покрытия дефицита бюджета применялись в Украине на протяжении периода с 2008 по 2010 год и почему?