Эпикур (341-270 гг. к н. е.) — древнегреческий философ. С 306 г. к н. е. — в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), каноніку (учение о познании, в котором Е. придерживался сенсуализма) и этику. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между многочисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Е. — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксія); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Главной задачей философии считал изгнание болезней души (страданий).

В физике Е. придерживался атомистики Демокрита. Одновременно Е. создает совершенно новую атомістичну теорию. Отличие заключается в том, что у Демокрита движение атомов осуществляется в пустоте исключительно по закону падения тел под собственным весом, в Е. — наряду с действием закона падения появляется еще один фактор — атом проявляет свойство «самовольного отклонения» от «линии необходимости».

Идея Е. о самовольное отклонение атомов является специфическим отражением факта возникновения у людей новых качеств — индивидуальной свободы, определенного минимума социальной автономии личности. Человек — это «социальный атом» — приобретает в себе (а не в космическом миропорядке, который растворяет индивида, его неповторимость) автономного, самодостаточного почвы своего волеизъявления. В целом основное внимание Демокрит обращает на законы существования объектов (человек тоже только объект), в Е. — к субъекту. Е. волнует не само по себе учение о Космосе как совокупность атомов, а проблема возможности отклонений, случаев субъективного видения.

Смысл своей идеи о самовольное отклонение атома от линии необходимости Е. видит в основном правиле мудрости — уметь отклоняться от неудовлетворенности, страданий. Здесь нужно обратить внимание, что речь идет именно об «отклонении» от страданий, а не о погоне за удовлетворением желаний. Погоня за желаниями всегда приносит свою противоположность — неудовлетворенность.

Е. видит в теории мира идей Платона, учении о «перводвигатель» Аристотеля действие сверхъестественных сил, которые не оставляют места случайные, свободе воли человека. Если боги существуют, то они живут в пространствах между мирами и не вмешиваются в земные дела.

Последовательно придерживаясь атомистической теории, Ое. делает вывод, что душа человека — телесная. Смерть тела есть смерть души, ибо сущность души — движение атомов в теле. Согласно такому пониманию человека и субъективных свойств он разрабатывает последовательно сенсуалістське учение о познании. Мир познается с помощью мышления и чувств, между которыми нет большой разницы, потому что и чувств, и мышления вызванные движением атомов. Критериями истины признаются чувственные восприятия (всплытия образов, выбросов из вещей), понятия (или общие представления, тождественные воспоминаниям).

Е. создает жизнеутверждающую этику, которая по своему направлению оптимистичная и утилитарная. Моральная жизнь требует соблюдения меры во всем. Идеал — в удовлетворении естественных, а не надуманных желаний.

Справедливость в том, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от другого. В основе взаимоотношений людей лежит личная выгода, что распространяется и на бескорыстную дружбу. Мудрость (философия) не только дает знания, но и духовное наслаждение. Мудрец — не беззаботный отшельник, отошел от жизни, а знаток жизни, который поднялся над обыденностью, способный проявлять свою волю.

Епікуреїзм достаточно широко влиял на сознание мыслителей последующих этапов эллинской эпохи, в частности Рима.

Богомолов А. С. Античная философия. — М., 1985; Герасимчук А. А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособ. для вузов. — К., 1999; Надольный /. Ф. Философия: Учеб. пособ. — К., 2001; Причепий Есть. М., Черний А. М., Гвоздецкий В. Д, Чекаль Л. А. Философия: Пособие. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 2005; http:// www.philsci.univ.kiev.ua.

Г. Чорней