УРОКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

Тема 11. УСТНЫЙ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ

 

ВСПОМНИМ. Что такое описание?

508 И. Есть ли в вашей комнате, во дворе дома или в школе самый красивый или любимый вами предмет? Как бы вы могли его описать?

II. Рассмотрите иллюстрацию. Какой предмет на ней изображен? Подберите слова (словосочетания), с помощью которых можно передать его внешний вид.

Петриковская роспись

«Известное» и «новое»

Описать предмет-значит назвать его признаки, а также признаки его частей.

«Известным» в предложениях описания является название предмета или его частей. «Новым» является название признака. НАПРИМЕР:

Структура

Текст описания должен иметь вступление, основную часть, концовку.

Структура сочинения-описания предмета

Части

О чем пишем (на выбор)

Вступление

Общее впечатление от предмета, представление о нем; как этот предмет появился у меня; для чего используют предмет и т. п

Основная

часть

Описание: цвет, форма, размер, материал и др

Концовка

Мое отношение к предмета; место предмета в моей жизни пр

Художественное описание

Художественное описание отражает предметы в яркой, образной форме с целью эмоционального воздействия на читателя. В таком описании используем художественные средства (сравнения, эпитеты и др.).

Обратите внимание

К описанию можно поставить общий вопрос какой?

509 И. Прочитайте текст. Определите его стиль речи. Докажите, что в тексте есть описание предмета, а не рассказ о нем.

Я держу в руках новенький карандаш. Он поблескивает на солнце своими шестью гранями. Карандаш одет в желтую рубашку и похож на солнечный лучик. На одежде вышит узор из ярких цифр и буквы. Я застругую карандаш, снимаю с него деревянные кудряшки. Из-под них выглядывает острый, как игла, носик черного цвета со стальным отблеском. Это — стержень, сердцевина неутомимого труженика. А еще карандаш имеет маленькую резиновую шапочку, которой будет исправлять мои ошибки.

С таким помощником я с удовольствием ходить в школу.

II. Проследите, как разворачивается мысль в тексте. Для этого определите, какой предмет описан в тексте. Что нового мы узнаем о предмете с каждого следующего предложения? Укажите «известное» и «новое» в предложениях описания,

III. Найдите использованы в описании художественные средства (эпитеты и сравнения), слова в переносном значении.

510 Выберите один из предметов, который есть в вашем портфеле (доме, квартире, дворе, классе). Внимательно рассмотрите предмет, его части («известно»), назовите его признаки («новое»). Составьте план сочинения-описания этого предмета. По плану устно опишите предмет в художественном стиле. Воспользуйтесь представленным ниже ориентировочным планом.

Ориентировочный план сочинения-описания предмета

1. Как предмет появился у меня?

2. Размер и форма предмета.

3. Цвет (запах, вкус) предмета.

4. Материал, из которого сделан предмет, отделка.

5. Части предмета, их размеры, форма, цвет.

6. Я люблю пользоваться предметом.

511 Вспомните какой-то из фантастических предметов, которые упомянуты в сказках, мультфильмах или кинофильмах (волшебную палочку, шапку-невидимку, меч и тому подобное). Составьте художественное произведение-описание этого предмета. По желанию нарисуйте этот предмет (на отдельном листе).

512 И. Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве известной украинской художницы Екатерины Билокур (параграф 7, упражнение 53)

II. Рассмотрите репродукции картин К. Билокур. Что на них изображено? Или можно какой-то из предметов считать второстепенным, лишним? Какое впечатление производят картины на вас?

К. Билокур. Натюрморт с колосками и кувшином

К. Билокур. Богдановские яблоки

III. Составьте устно сочинение-описание яблоки или кувшина за картиной Екатерины Белокур (в художественном стиле). Воспользуйтесь справкой и памятником, представленным ниже.

СПРАВКА. Яблоко червонощоке, свежее, большое, круглое; чувствуешь аромат яблок; цвета яркие, сочные.

ПАМЯТНИК

Как составлять сочинение-описание предмета или животного по картине

1. Внимательно рассмотреть картину. Определить, что на ней изображено, ощущение настроения художника. Обратить внимание на цветовые особенности картины.

2. Рассмотреть предмет (животное), который вы хотите описать. Обратить внимание на детали, которые раскрывают его образ.

3. Определить тему и основную мысль будущего высказывания. Составить план.

4. Во вступлении назвать картину, ее автора, кратко указать, что изображено на холсте.

5. В основной части описать предмет (животное).

6. В заключении передать свое впечатление от предмета (животного): понравился ли он вам? Почему?