Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ВСТУПЛЕНИЕ

Наукой, которая утверждает взгляд на гражданское общество как на объективно взаимосвязанное целое, а не как нечто механически соединенное, является социология. Именно она выясняет место и функции каждого социального явления и процесса в рамках социологического целого, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают, способствует поиску выхода из лабиринта условий социального бытия, служит своеобразным компасом в бурном море человеческих отношений.

Высокий нравственный и гуманистический смысл социологической науки заключается в способности диагностировать и лечить социальные болезни, выполнять прогностические и прикладные функции как на уровне макросоціальних процессов и систем, так и на микроуровне их функционирования. Социология одновременно стремится к понятийно-абстрактного осмысления социального и конкретному описанию социальных феноменов реальной жизни человека, обеспечивая в то же время осмысление всей целостности процесса жизни.

Особое место социологии в системе социальных и гуманитарных наук заключается в том, что она формирует у людей социологические культуру и мышление, способность правильно воспринимать социальные процессы, происходящие в нашем посткоммунистическом обществе, способствует формированию знаний о социальной действительности, объясняет логику процессов социального развития, разрабатывает концептуальный аппарат, методологию и . методику социологических исследований.

Процесс трансформации, который начался в Украине на рубеже 80 — 90-х гг. XX ст. должен в корне изменить язык, методы преподавания и изучения социологии, очистить ее от схоластических понятий марксистской социологии, преодолеть узко практическую направленность, изоляцию от мировой социологической мысли. Задача построения современного демократического общества, утверждение передовой социологической культуры выдвигают па первый план проблему переосмысления традиционных подходов к анализу сложных социологических явлений и процессов, требуют от отечественных социологов разработки ряда актуальных проблем общественной жизни, выработки новых социологических парадигм. Возрастает актуальность вопроса возврат из забвения всей социологической наследия прошлого, имен известных украинских социологов, теоретического и методического обновления понятийного аппарата познания социальной реальности. Все это будет способствовать становлению социологии как науки и учебной дисциплины, что пришла в высшие учебные заведения Украины в 1993 г.

Уже подготовлен и издан ряд пособий по социологии, в частности: Захарченко М. В., Погорелый А. И. История социологии (от античности до начала XX вв.) (К.. 1993); Ручка А. А., Танчер В. В. Курс истории теоретической социологии (К., 1995); Социология: Наука об обществе / Под общей ред. В. П. Андрущенко и Н. Ы. Горлача (Харьков, 1996); Социологическая мысль Украины / Н. В. Захарченко, В. Ф. Бурлачук, Н. А. Молчанов и др. (К., 1996); Погорелый А. И. Социологическая мысль XX века (К., 1996); Понова И. М. Социология. Пропедевтический курс (К., 1996); Якуба А. А. Социология (Харьков, 1996); Панина Н. В. Технология социологического исследования (К, 1996); Победа Н. А. Социология культуры (Одесса, 1997); Черныш Н. Й. Социология; Курс лекций. (Львов, 1998). Переиздана также работа Н. Ю. Шаповала "Общая социология" (К., 1996), которая была издана автором еще в 1929 г. в Призе.

Сейчас социология проявляет свою эффективность и вполне оправдывает себя и в учебном процессе, и ее практических социологических исследованиях. Освоение будущими специалистами основных социологических категорий и теорий должно быть важной составной частью их общей профессиональной образования, что будет способствовать более глубокому пониманию ими социальной действительности и определению своего места в ней, концентрирования личные усилия на решении социальных противоречий.

Автор данной книги предлагает еще один вариант учебного пособия для студентов высших учебных заведений Украины i, II, III, IV уровней аккредитации, в котором делается попытка систематизации представлений о основные социологические теории и знания, понятийный аппарат социологии, круг проблем, входящих в ее компетенцию. При подготовке пособия автор пытался рассмотреть основные предметные области социологии, ее наиболее значительные школы и направления. В соответствии с духом реформирования нашего общества и национального возрождения ставилась задача не ограничиться понятийным уровнем анализа, а осветить в учебном пособии актуальные проблемы становления новой социальной реальности в Украине.

В пособии нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по мнению автора, лишь создает путаницу и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все, что в нем излагается, является результатом обработки и систематизации под углом зрения современных методологических подходов и аналитических выводов автора идей и положений фактического материала многих монографий, учебников и учебно-методических пособий, изданных в 1990-х гг. на украинском и русском языках (см. стр. 235 — 240).

Безусловно, не все вопросы, которые ставятся в пособии, удалось в одинаковой степени решить: здесь сказался разный уровень разработки тех или иных отраслей социологии, разная трактовка ее теорий и структуры, роли и места в системе социальных и гуманитарных наук, а иногда и отсутствие в Украине необходимой литературы, в основном теоретического профиля. Автор будет благодарен всем, кто пожелает высказать свои замечания и пожелания по улучшению учебного пособия.