Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 3.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

3.5. Феноменология

 

Феноменология как новое направление теоретизирования (в отличие от структурные функционалисты и емпіриків) в социологии начала заявлять о себе в 60-и рр. XX ст. Главными моментами позиции социологов — феноменологів есть такие:

отрицательное отношение к методологии как совокупности приемов, предназначенных для обнаружения неизменных свойств социальной реальности;

отказ от попыток определить природу социальных объектов, которые изучаются;

сугубо естественное отношение к анализу личности и ее деятельности;

представление социальной реальности как искусственной по своей природе, то есть созданной самими действующими индивидами;

наши представления о реально действующие объекты неотделимы от них самих;

объекты, с которыми имеет дело человек, тесно связаны с ее представлениями об этих объектах, которые зависят от накопленного им социального опыта.

Если в Т. Парсонса человек, как индивид, может проявить свою индивидуальность на уровне поведенческого организма, то феноменологии пытались доказать, что свою индивидуальность человек как личность, проявляет всегда, имея собственную интерпретацию социальной реальности согласно ею самой накопленному опыту социального взаимодействия. Для Т. Парсонса человек остается существом уникальным по своей биологической природой, а для феноменологів уникальность личности человека проявляется главным образом в ее социальной сущности.

С самого начала феноменологии заявили, что стремятся изучать содержание, структуру и функции "повседневного знания", из которого происходят научные знания, так же как и продукты художественной творческого воображения или религиозной жизни.

Как разновидность "понимающей социологии" феноменологическая социология берет свое начало еще из. Вебера. Он связан с Е. Гуссерльом, Ч. Кули, Дж. Мидом и др. Но основателем феноменологической социологии как самостоятельного направления в социологии является австрийский, а затем американский социолог А. Шюц (1899 — 1959 гг.). В 50-х годах, анализируя структуру повседневного мышления Шюц разработал концепцию інтерсуб'єктивного мира повседневной жизни. Этот мир, с его точки зрения, существовал до нашего рождения и интерпретировался нашими предками как социальный мир. С этой интерпретацией можно познакомиться только благодаря воспитанию и обучению в семье и школе. Восприятие конкретных законов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации, определение того, что возможно, допустимо, а что абсолютно исключено, зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от накопленного собственного опыта взаимодействия с окружающими людьми. Шюц подчеркивал, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Социально нормированные "конструкции мира" очень вариативны.

Возможность объективного понимания мотивов человеческих действий, то есть их субъективного смысла, утверждает Шюц, заложена в самой основе повседневной жизни, в "мире повседневности". Именно это позволяет решать главное, по мнению Шюца, задача социологии — понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Но социолог, создавая теоретическую модель жизненного мира, должен придерживаться таких правил (или, как их называет Шюц, постулатов):

постулат релевантности (представнитва). Модель социального мира должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения предмета, который исследуется, оставляя без внимания "избыточное" содержание, которое не связано непосредственно с исследуемой проблемой;

постулат адекватности. Социологическая модель и знания, мотивы, планы действий, которые в ней содержатся, должны быть выстроены таким образом, чтобы с точки зрения здравого смысла они тоже воспринимались как "разумные и понятные";

постулат логической последовательности. Понятия, которыми оперирует социологическая наука, надо согласовывать друг с другом, и основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу;

постулат согласованности. Социолог не изобретает мир заново, он строит свою объяснительную модель таким образом, чтобы ее можно было эмпирически проверить.

Руководствуясь основными принципами феноменологического подхода, можно проанализировать поведение любого субъекта действия (индивида, группы, общества). Например, в привычной ситуации, действуя в гостях, у друзей или близких родственников, мы, как субъекты действия, достаточно легко ориентируемся во взаимодействии с ними и за их реакцией убеждаемся в правильности нашей оценки данной ситуации и их действий. Сложнее правильно построить отношения с людьми, которых видим первый раз в своей жизни. Например, в компании с незнакомыми людьми очень трудно определить значимость для всех ситуации, которая возникла здесь. Нередко практически почти невозможно понять мотивы поведения партнеров, правильно спроектировать их реакцию на наши действия.

В анонимной взаимодействия менее всего отражена уникальная индивидуальность индивидов, которые описываются. А в случае полной анонимности, считал Шюц, люди могли бы быть взаимозаменяемыми. Но, как никогда не удается полностью проникнуть в индивидуальность человека, которая постоянно находится в его уникальной биографической ситуации, так никогда не бывает полной анонимности во взаимодействии. Каждый человек во взаимодействии с другими людьми является неизменной, являясь уникальной по своей биосоциальной природой.

Свой анализ структуры социального мира феноменологическая социология не ограничивает лишь выделением межличностных (партнерских) отношений между людьми из всей совокупности. Взаимодействие современников может носить и опосредованный характер. Находясь друг с другом в сообществе, люди могут быть пространственно разъединены, и взаимодействие между ними может носить достаточно анонимный характер. Рассматривая структуру социального мира, феноменологическая социология выделяет также и отношения современников с предшественниками, поступки которых и их последствия интерпретируются с помощью недоступных непосредственному опыту фактов, а также отношения современников с наследниками, когда возможна лишь ориентация в действиях "в пустом ожидании". Присущие повседневной взаимодействия идеализации позволят преодолеть ограниченность индивидуального опыта и формироваться стандартизированной структуре восприятия социальной действительности всеми взаимодействующими друг с другом индивидами. Эта действительность, в свою очередь, является основной для формирования понятий, языков, удовлетворяющих нужды повседневной практики.

С помощью такого подхода к анализу структуры социального мира социологи — феноменологи уточнили содержание понятий, которыми оперировали функционалисты, исследуя социальную структуру общества как социальную систему: "социальное действие", "социальная функция", "социальная роль" и др. Анализ свойств обыденного мышления и деятельности является, пожалуй, наиболее значимыми достижениями феноменологически ориентированных социологов. Шюц, а позднее П. Бергер и Т. Лукман в своем совместном труде "Социальное конструирование реальности" (1967 г.) показали и доказали, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности. Повседневность — одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности.

Феноменологическая социология не только существенно разнообразила спектр наличных версий социологического теоретизирования, но и сумела четко обозначить принципиально нетрадиционные исследовательские подходы. Она, по сути, впервые рассматривает повседневность как основу и необходимую предпосылку исследования в социальных науках и как тему, предмет этого исследования.