Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 3.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

3.6. Етнометодологія

 

Эта оригинальная социологическая концепция была представлена в книге "Исследования по етнометодології" (1967 г.) американским исследователем Г. Гарфінкелем (род. 1917 p.). Сам термин "етнометодологія" означает "методы людей" (people methods).

Социальные антропологи, которые изучали социальные институты и отношения между людьми в традиционных общинах, заметили, что члены этих общин сами описать функционирование своих институтов не способны. Совсем другая ситуация в современных индустриальных обществах, граждане которых с легкостью анализируют деятельность социальных институтов и свое участие в них. Начало эмпирическом социологическом анализа этих процессов положил Г. Гарфинкеля и его коллеги, которые разработали етнометодологію как целый ряд методов превращения повседневных действий индивидов в очевидно разумные и практичные объяснялки. Они рассматривали все социальные события и действия как одинаково важные предметы социологического исследования. Чтобы при интерпретации социальных событий и действий социолог смог учесть их специфику, он должен не только обратиться к терминам специального научного анализа, но и использовать те выражения разговорного языка, в которых наиболее полно фиксируется эта специфика и которые в процессе интерпретации событий и действий проявляют свою собственную рациональность. Такие выражения етнометодологи называют індексичними и считают, что предмет етнометодології составляют навыки и техника использования рациональных свойств індексичних выражений в повседневной жизни. В то же время эти выражения не должны допускать возможность альтернативных объяснений конкретной ситуации, в которой данные события и действия происходят или произошли. Итак, разделяя с феноменологической социологией субъективную ориентацию, етнометодологія, отличается от нее главным образом в трех отношениях:

специфическим предметом своих исследований;

стремлением определиться в качестве эмпирической дисциплины;

радикализмом субъективистских выводов.

Предметом етнометодології есть так называемые етнометоди, то есть характерные для различных социальных классов, групп и организаций методы интерпретаций, применяемых участниками взаимодействия с мстою понимания актуальных фактов и явлений. Понимание ведет к установлению стабильной структуры взаимодействия, которая обеспечивает нормальный (с точки зрения участников) развитие событий. Осознание роли етнометодів в формировании стабильных структур деятельности (то есть "социального порядка") привело сторонников етнометодології к выводу о том, что указанные методы, нормативно-структурные детерминанты деятельности не "осознаются" как таковые, но "образуются" каждый раз сначала. Отсюда следует отказ от признания объективного существования самих структур деятельности.

Позиция етнометодології, которая отвергает объективную обусловленность нормативных систем, ведет к субъективизму. В ней, однако, в односторонний, специфической форме отражена реальная сложность диалектики возникновения, понимания и усвоения индивидами социальных норм, прежде всего, момент человеческой активности в этом процессе. С этой точки зрения етнометодологія становится антиподом теории структурно-функционального анализа, где нормативные системы рассматриваются как решающие факторы деятельности, как момент человеческой деятельности подавлен.

Положение етнометодології вызвали разнообразные дискуссии в социологии в начале 70-х гг., однако сегодня ее роль не столь заметна. Критика етнометодології грутується на том, что он: 1) занимается тривиальными темами; 2) пропагандирует идею надпорядкованості повседневной жизни, а на самом деле осложненного конфликтами и недоразумениями между людьми; 3) не обращает внимание на социальную структуру и, как следствие, презирает социальные факторы, которые ограничивают деятельность людей; 4) использует методы исследования, которые сама же критикует.

Анализируя жизнь современного гражданского общества и его отдельных структурных образований, современные феноменологии пытаются действовать в духе положений етнометодології о том, что:

только участникам взаимодействия удается настолько полно совместить их точки зрения на происходящие события и собственные действия, насколько всем им удается составить общее представление о конкретные условия совпадения этих событий и совершения этих действий;

не все интерпретированы взаимодействующие события и действия интерпретируются однозначно, они интерпретируются систематически и в определенной последовательности;

содержание, которое вкладывают интерпретаторы в происходящие события, и в свои собственные действия, зависит от последовательности в интерпретации и от биографий участников взаимодействия.

Социолог, согласно концепции етнометодології, обязан учитывать собственную зависимость от мира повседневности и формулировать описание практических действий, как на профессиональном уровне, используя формальные способы социологического объяснения, так и на уровне повседневной жизни. Но важнейшими предпосылками развития и передачи научного знания является замена індексичних выражений объективными.

Как функционалиста, так и етнометодолога интересуют процессы социализации личности и интеграции общества. Однако если в основе функціоналістської теории социализации лежит понятие интернализации, то теория социализации, по етнометодологами, основывается на понятии идентификации, то есть отнесение себя к какой-либо группы. Положение функционалисты о принятии индивидом обязательств участия в той или иной системе взаимодействия невозможно совместить с их теорией социализации. Обязательства участия индивида в конкретной взаимодействия должно быть результатом его свободного выбора, а, согласно функціоналістської концепции социального действия, этот выбор детерминирован функциональными требованиями социальной системы. Етнометодологи требуют объяснения социального порядка и его изменений, а функционалисты принимают это как данное. В целом эти основные компоненты етнометодології сводимы к правилам метода, который доступен любому. Он может быть использован любым социальным деятелем в любом практическом действии, в котором он участвует.