Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 3.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

3.8. Структурализм и постструктурализм

 

В целом, не указывая на существование отдельной школы, срок структурализм часто используется для обозначения специфического стиля социологической работы. В самом общем смысле он означает те социологические концепции, в основе которых лежит понятие социальной структуры и идея того, что общество является первичным относительно индивидов. Однако в более узком значении: структуралисты называют тех теоретиков, которые считают, что существует ряд социальных структур, которые не наблюдаются и на которых базируются наблюдаемые социальные феномены. Специалисты определяют структурализм как поиск универсальных и неизменных законов человеческой жизни на всех его уровнях, а корни его принципов видят в структурной лингвистике, грамматической системе языка, законах ее использования.

Представители современного структурализма (Кол. Леви-Стросс, Ж. Лакан, Г. Барг, Н. Фуко, Же. Деррида, Ч. Пирс и др.) изучают этнографические, психологические, историко-культурные, эстетические образования как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, суть которых определяется не их собственным содержанием или внешними связями, но их месту в социальной системе. В социальных системах структурализм стремится найти нечто объективное, независимое от субъективных влияний и изменений. Объективность в социуме, считают: структуралисты, представлена языком, в котором структуры (человеческий разум, общество и т. п) существуют и функционируют изначально и формируются независимо от воли и желания людей.

Наиболее известным структуралістом является антрополог К. Леви-Строс (1908 — 1984 гг.), представитель структурализма как интеллектуального движения, который существует, в частности, во Франции и охватывает антропологию, социологию, лингвистику и литературоведение. Леви-Строс считает, что культурные формы, в особенности мифы, обычно представлены через сочетание противоположных качеств, которые называют банальными оппозициями, такие, как сладкое и кислое, или красный и зеленый. Анализ мифов, а также литературных текстов демонстрирует проявление бинарных противоположностей. Согласно Леви-Строса, форму мифа необходимо анализировать, исходя из неизменных качеств (структур) человеческого сознания.

Другой представитель старшего поколения структуралистов Же. Лакан пытается проникнуть в структуры бессознательного в человеческой психике, исходя из гипотезы о том, что бессознательное структурировано как язык, а следовательно, предоставляет субъекту набор возможностей для выражения его желаний, устремлений, побуждений.

Некоторые социологи, в частности Л. Альтюссер, принимали структуралистский подход для того, чтобы изучать социальные феномены путем анализа основополагающих структур способа производства. Современные структуралістські положения были подвергнуты серьезной критике как не исторические, неверифікаційні и такие, которые презирают на роль творческой деятельности людей.

Идеи структуралистов о значимости объективно существующих структур, а не субъективных реакций на них людей, их критическое отношение к субъективизации и психологизации социологии нашли поддержку среди многих теоретиков. В 70-е гг. структурализм, усиленный новыми идеями Стоит, Деріда, Фуко, получает название постструктурализма (или неоструктуралізму), который так же как и структурализм, рассматривал язык как єдинопридатний фундамент для познания, а также для действий и существования.

Основными положениями постструктурализма являются:

теоретическое знание — это дискурсивная форма, что порождает тексты;

эмпирическая реальность, которую имеет истолковывать теоретическое знание, тоже является совокупностью текстовых образований (опрос, видео, статистические данные и тому подобное);

содержание эмпирических текстов зависит от того, с позиций каких теоретических текстов они будут прочитаны;

изучение эмпирических текстов ведет к пониманию того, что происходит в мире, больше, чем любые эмпирические исследования;

мир является таким, каким он есть, не через какое-то єднаючий фактор, а благодаря различиям, лежащие в его основе;

задача социологии заключается не в поиске единых принципов и законов существования этого мира, а в изучении его отличий;

социологи должны сосредоточиться на анализе объективной структуры общества, а не на (роли) отдельных действующих лиц, которые конструируют общество;

главным для исследователя должен быть текст, а в тексте — его внутренняя структура. Авторство текста особого значения не имеет: важен не намерения, желание того, кто создает текстовую реальность, а лишь "внутренняя игра значимых составляющих" (Е. Гидденс).

Наиболее ярко постструктуралістський подход к социальной сфере характеризуют труды французского социолога М. Фуко (1926 — 1984 гг.) "Сумасшествие и цивилизация", "Возникновение клиники", "Археология знания и дискурс о языке", "Дисциплина и наказание", "История сексуальности" и др. В них, в частности, изложены следующие концептуальные подходы, идеи и выводы:

важным источником власти является контроль над человеческой сексуальностью, что приобретает в современных условиях все больший размах. Освободиться из под давления власти можно только вивільнившись от верховенства секса;

важно не то, о чем человек мог подумать и не то, насколько высказанное ею отражает ее настоящее мнение, а то, что обуславливает систематизацию произнесенного в восходящей точке (т. е. независимые от сознания человека факторы, которые определяют речевую деятельность);

недостатки всех наук о человеке идут от разделения "разумного" и "сумасшедшего", здорового и больного, от подчинения нравственным постулатам. Осуществление нравственного контроля над человеком — вот основное назначение наук, занимающихся человеком;

существует связь между знанием и силой власти, человек управляет собой и себе подобными посредством производства и накопления знаний;

история — это процесс перехода от одной системы господства и принуждения к другой;

дискурсивно-сформированные суждения, как и тот путь, который они преодолевают для того, чтобы превратиться в знание или научную дисциплину, обусловлены не внешней реальностью, а, прежде всего, глубинными правилами языковой деятельности и ее практикой.

Представители различных ветвей структурализма и неоструктуралізму склонны подчеркивать:

важность специальных версий лингвистики для социальной теории;

относительность природы цілосностей в зависимости от характера их определения;

першозначущість тех, кто признает (signifiers), над тем, что определяется;

децентрализацию (устранение из центра внимания анализу) субъекта текстовых материалов;

временный характер того, что конструирует природу объектов и событий.