Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 3.

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

3.9. Социологические концепции технократизму

 

В современной социологии все большее значение придается исследованию проблем технократизму, теоретико-методологическом выяснению вопросов, связанных с разнообразием форм проявления технократической сознания, его типов и носителей. Обычно технократизм в социологии рассматривается как концепция, что подчеркивает необходимость передачи государственной власти в руки технических специалистов (инженеров, техников, организаторов производства, а также ученых), которые только и способны принимать политические решения на настоящей научной основе и в интересах всего общества. Как самостоятельная социологическая концепция технократизм возник еще в начале XX века, был тесно связан с феноменом техногенной цивилизации и отражал реалии развития общества в условиях научно-технической революции.

Главными постулатами технократизму являются:

особая роль принадлежит технократическому мышлению, что основывается на фундаменте научного знания;

Основными аргументами, которые конфликтологи выдвинули на рубеже "горячих шестидесятых" против тезиса Т. Парсонса о стабильности как атрибута общества, были следующие:

распределением средств к жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу. Поэтому конфликт является неизбежным;

политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу. Поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен;

в любом обществе действует восходящий цепочка: деньги — власть — ценности — ритуал. От первого до последнего компонента всюду налицо сталкивание интересов противоположных социальных групп. Следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений;

в любом обществе масс место принуждение одних другими, ибо лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт есть продукт экономических отношений.

Активным поборником нового подхода и критиком теории структурно-функционального анализа, взглядов Парсонса считается известный американский социолог Чарльз Миллс (1916 — 1962 гг.). В своих трудах "Властная элита" (1953 г.) и "Социологическое воображение" (1959 г.) он доказал, что порядок, стабильность, устойчивость, гармония весьма необходимы господствующему классу, но социальная жизнь всегда нестабильное, наполненное и беспорядками и конфликтами. Миллс утверждал, что любой социологический анализ имеет ценность только в том случае, когда он касается борьбы за власть:

1) между конфликтующими классами;

2) между теми, кто управляет, и теми, кем управляют;

3) между высшими могущественными людьми и простым человеком.

Миллс призвал современных социологов изучать общество со всеми его противоречиями, конфликтами и гармонией, порядком и безгюрядком, прогрессом и регрессом. Эта методологическая установка составляет основу современной социологической теории конфликта, альтернативу структурно-функциональному анализу.

Несколько с других позиций к разработке теории конфликта подошел другой американский социолог Льюис Козер. Он стремился "дополнить", "усовершенствовать", "углубить" теорию структурного функционализма, представители которого выносят новые факты за пределы социологического анализа. Поэтому его теорию конфликта называют конфликтным функционализмом. Она изложена в его трудах "Функция социального конфликта" (1956 г.) и "Продолжение исследования социального конфликта" (1967 г.). Ведущей является в этих трудах идея, что для социологии решение кардинальной проблемы "общественного порядка" и обеспечения "устойчивости" существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных зштовхувань, социальных конфликтов, борьбы интересов. Л. Козер критикует функционалисты (прежде всего Т. Парсонса) за то, что они в социальных коллизиях видят лишь разрушительную силу, дисфункцию, занедуження социального организма, патологию, которая нарушает нормальное состояние социального равновесия.