Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Раздел 5.

 

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

 

В предыдущем разделе речь шла о социальную структуру и ее элементы, которые уже сложились и являются статичными образованиями. То же самое можно сказать и о социальных связях между этими элементами. Однако даже поверхностный взгляд на общество и отдельные его элементы позволяют понять, что в социальной сфере нет абсолютно статичных объектов и субъектов. Меняются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения. Это в свою очередь влияет на изменения общества, сфер социальной жизни.

Категории социальной динамики, к рассмотрению которых мы переходим в этом разделе, указывают на то, как развивается социальный объект, особенности его изменений, его эволюция, то есть указывают на качественные его преобразования. Наиболее важными и необходимыми составляющими смыслового каркаса, без которого невозможно смоделировать картину социального развития, категории: "социальный процесс", "социальное изменение ", "социальная трансформация ", "социальное движение ", "социальная мобильность", "социальный прогресс", "социальный регресс", "социальное развитие" и др. Почти во всех современных теоретических системах наблюдается взаимопонимание относительно основного содержания этих категорий, указывается на необходимость рассматривать их во взаимосвязи и взаимодополнении.

 

5.1. Социальный процесс

 

Слово процесс происходит от лат. procesus — прохождение, продвижение. В естественных науках процессами называются относительно однородные серии явлений, которые связаны причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями (например, смена дня и ночи). Социологию интересуют вопросы взаимодействия людей, малых и больших групп и объединений, и, следовательно, она изучает социальные процессы.

Особый интерес для отечественной социологии представляют процессы, происходящие в украинском обществе. Возрастает социальная потребность научного анализа постепенного перехода от посткоммунистической системы к либерально-рыночных отношений, разработки теории этих явлений, практических рекомендаций ученых — социологов, направленных на поддержку позитивных и нейтрализацию негативных тенденций общественного развития.

Исходя из сущности предмета и задач социологии, социологическую категорию "социальный процесс" можно определить как последовательную смену состояния или движения элементные социальной системы и ее подсистемы, любого социального объекта. Это могут быть, например, статистически стали акты взаимодействия людей, направленные на изменение (или сохранение) своего социального статуса, условий жизни, досуга и тому подобное. Основным источником развития и других социальных процессов-это противоречия внутри социальных систем.

Социальные процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий, характеризующихся устойчивым порядком взаимодействия компонентов, его составляющих, протяженностью во времени и направленностью к тому или иному состоянию социального объекта. Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, которые различаются по содержанию и механизмам, то есть способами взаимосвязи его компонентов, который определяет его направленность и темпы на данной стадии.

Многие социальные процессы являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, но отличающиеся знаком направленности: интеграция и дезинтеграция социальной системы, сплочение и конфликт в группе, стабильность и текучесть персонала в организации и т. п. Симметричность их механизмов позволяет сопряженным процессам превращаться один в другой.

Из всего многообразия социальных процессов американские социологи Г. Парк и Е. Берджес в свое время выделили следующие: кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамізації. К ним обычно присоединяют два других социальных процессы, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Кооперация — согласованные действия и достижение общих целей. Она может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе). Для кооперации необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации состоит в обоюдній пользы.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, запасы которых ограничены и неровно распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь и др. ценности). Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

Приспособление — принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда формы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране стремятся приспособиться к новой культуре. Или еще пример: выпускник школы поступает в высшее учебное заведение и должен приспособиться к новым требованиям, к новой среде. Конечно, процессы приспособления могут быть короткочасовими или длительными.

Ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к культуры, которую разделяют все участники процесса.

Амальгамізація — биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Поддержание границ — процесс сохранения формально или неформально существующих социальных границ групп, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык (диалект, жаргон), униформа (например, врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами).

Создание системы связей — процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система.

До основных специфических особенностей и отличительных черт социальных процессов социологи относят:

массовый характер социальных процессов, что означает, что единичные действия людей или события социальной жизни не могут называться социальными процессами;

общественное содержание, источники и результаты социальных процессов, то есть социальные процессы не могут осуществляться вне общества и их содержание — это деятельность, поведение и действия людей по отношению друг к другу или ко всему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными проблемами и направлены на их снятие;

постоянство социальных процессов. Это означает, что если в серии явлений не наблюдается устойчивое причинно-следственная взаимосвязь, то такую серию явлений нельзя рассматривать как социальный процесс;

самодеятельность участников социальных процессов. Эта черта указывает, что социальный процесс является результатом общественной инициативы, а не является проявлением действий субъектов по команде сверху.

Одним из условий социологического анализа социальных процессов является их классификация. Первую попытку осуществить ее сделал немецкий социолог, представитель формальной школы в социологии Леонольд фон Визе (1876 — 1969 гг.). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории - ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и дисоціативні (оппозиция, соперничество, конфликт).

Согласно другим, функциональным подходом социальные процессы разделяют на процессы воспроизводства и процессы развития. Если первая их группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса отношений, то вторая - на качественное их изменение, как в позитивном, так и негативном плане.

Распространенной является классификация социальных процессов по критерию их направленности. Здесь выделяют: социальные процессы, которые связаны с реформированием, совершенствованием общественных отношений (в условиях Украины - это разгосударствление собственности, развитие многопартийности, плюрализма в решении социальных проблем и т. д.; социальные процессы, которые рождаются функционированием конкретной социальной системы, но которые не ведут в то же время до ее непосредственного изменения, это - социальная мобильность, инфляция, безработица, аномия и т. д.

По уровню социальной системы различают процессы:

внутренне личностные (например, социализация, самообразование, самоопределение);

межличностные (внутрисемейные отношения, любовь);

внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе и т. д.);

межгрупповые и міжспільностні (например, противостояние двух конфессий);

соціетальні — которые охватывают общество в целом.

Существенным является также различие между стихийными, естественно историческими и сознательными, ціленаправленими социальными процессами, которые могут превращаться один в другой. Стихийный социальный процесс образуется из многочисленных разно-направленных действий социальных субъектов, упорядоченность которого проявляется как статистическая величина (например, тенденция социальных процессов перемещений). Сознательный социальный процесс является совокупностью ціленаправлених действий, которые достигают предполагаемого результата (например, демонстрация на улицах города, пикетирование местного органа власти). Стихийные и сознательные социальные процессы диалектически взаимосвязаны: первые включают элементы сознательной самоорганизации, а вторые - немало спонтанного, самопроизвольного. Это делает различие между ними относительной.

Теоретический анализ и конкретное изучение социальных процессов — одно из важных направлений социологической деятельности.