Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Раздел 5.

 

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

5.5. Социальное воспроизводство

 

В предыдущем разделе было показано, что более широкий масштаб социальных перемещений является серьезным позитивным фактором общественного развития, который привлекает одаренных и динамичных людей из низов к ответственной деятельности. Это, как правило, стабилизирует конкретно-историческое общество, делает его более адаптивным к изменениям ситуации в технологиях производства, экономических отношений. В то же время, социальные перемещения сами по себе не меняют характера социальной стратификации, социальной структуры общества. Наша беседа, посвященная этому сюжету, скорее отвечает на вопрос об эффективности использования творческого потенциала членов общества, чем на вопрос о характере социальных изменений, происходящих в нем под влиянием технологических, экономических и политических факторов.

Вообще, если быть более точным, концепция социальной мобильности преувеличивает значение того специфического социального процесса, который отражен в этом понятии: получается, что индивидуальное перемещение людей есть универсальное средство преобразований в социальной структуре общества. К тому же учтем, что признаки (факторы), по которым характеризуют мобильность (прежде всего профессиональную принадлежность), имеют слабую историческую устойчивость, ибо напрямую зависят от постоянных изменений в технологии человеческой деятельности, и далеко не всегда факт получения профессии инженера — технолога сыном слесаря является свидетельством приобретения более высокого статуса в более консервативной стратифікаційній системе.

Социальная мобильность, как считают некоторые специалисты, является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в стратификационных системах — социального воспроизводства (воспроизводства социальных отношений и индивидов). Это воспроизводство отражает как действие универсальных законов социального развития, так и специфические черты развития конкретных социальных организмов (государств, регионов), национальные традиции, которые определены в ценностях и нормах межгрупповых взаимодействий и связей.

Первая попытка применения концепции воспроизводства принадлежит французскому социологу П. Бурдье (род. 1931 г.) и его коллеге Дж. Пассерону. Они доказали, что воспроизводство классовых отношений, классовых привилегий, включает и такие составляющие, как культурный капитал, под которым они понимают языковую и культурную компетентность, а также образовательный капитал. Важный вклад в эту теорию составляют идеи российских социологов О. Шкаратапа, Е. К. Васильевой, В. И. Лукиной, С. Бы. Нехорошкова, А. С. Ахісзера и других. Согласно их концепции, "любой общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства. Поскольку среда может быть либо относительно неизменным или меняться, то и воспроизведение может осуществляться или как інваріантне, или как превращающие объект от цикла к циклу, вплоть до изменения его сущностных свойств".

Итак, социальное воспроизводство воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие социально-экономической организации общества. Оно включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений, так и возникновение и расширение воспроизводства новых элементов и отношений - в ходе этого процесса формируется индивид, который меняется и развивается. Категория "социальное воспроизводство" акцентирует внимание на способности творческой деятельности человека производить не только некоторый результат, но и постоянно сохранять, восстанавливать, поддерживать, воспроизводить условия, средства и цели жизнедеятельности людей, всю систему социальных отношений. Само понятие "воспроизведение" означает, что некий объект (явление) успешно воспроизводится и развивается за счет связей и обмена с внешней средой. Процесс производства является непрерывным, то есть он периодически снова и снова происходит в одной и той же стадии. Поэтому любой общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства. Поскольку среда может быть либо относительно неизменным, или изменяться, то и воспроизведение может осуществляться или как інваріантне, или как превращающие объект от цикла к циклу, вплоть до изменения его сущностных свойств.

Деятельность индивида объективно и субъективно-фокусировано в двух направлениях: воспроизводство самого себя как личности и воспроизводство общественных отношений. Она является неотъемлемой от процесса демографического воспроизводства и принимает форму социально-демографического воспроизводства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выполнению общественно необходимых экономических и других функций. Поэтому в нем выделяют такие составляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, статусное, культурное и т. п. воспроизведения.

Относительно факторов социального воспроизводства, то их можно сгруппировать в три группы:

факторы излива макросреды — это прежде всего развитие институциональной структуры (институты образования, воспитания, профессиональной подготовки, здравоохранения, бытового обслуживания), институты накопления, воспроизведения и передачи информации, обеспечивающих деятельность членов общества информацией, что позволяет осуществлять самовоспроизводство новых поколений;

факторы влияния мезосередовища (система рабочих мест и социальная инфраструктура города, система местного управления и т. д.), то есть это территориальное среда непосредственного воспроизведения индивида;

факторы влияния микросреды, то есть те, которые непосредственно определяют жизненный путь семьи, соседство, дружеские контакты и другие ассоциации.

Существуют три типа социального воспроизводства: деструктивное, простое (статическое) и интенсивное. Для простого (статического) воспроизводства характерен рост ответственности за воспроизведение целого, то есть возрастающее внимание человека к себе как к субъекту ответственности, квалификации, напряженного общественного воспроизводства. Для деструктивного воспроизводства характерно отставание личностной культуры индивида от роста сложности общественного воспроизводства. Переход от простого и деструктивного воспроизводства в интенсивное не происходит автоматически, но требует постоянного напряжения субъекта воспроизводства, достижения прогрессивных инноваций.