Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.3. Социология политики

 

Социология политики — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами. Если наука о политике (политология) исследует политическую жизнь во всех его разносторонних проявлениях - от сущности власти, ее природы и конкретных форм ее проявления и институционализации, то социология политики - наука о взаимодействии социальных общностей, политических институтов и граждан по поводу отношений власти и политического влияния в обществе. Основная задача социологии политики заключается в том, чтобы выявить, при каких социальных условиях формируется тот или иной политический порядок и социальные основы его воспроизводства. В круг этих условий попадают:

взаимодействия социальных общностей;

структура социальных институтов, типы и формы социальных движений;

характер традиций, который обеспечивает воспроизведение данного социального и политического порядка.

Однако социология политики взаимодействует не только с политологией, но и с другими теоретическими дисциплинами — политической психологией, экономической теорией, теорией государства и права, теорией международных отношений, а также с политической географией, политической биологией, которые получили признание в последнее время.

Современные представления о социологии политики складывались в процессе эволюции политической мысли, накопление знаний, совершенствование методов политической практики. Как специализированная отрасль социология политики утверждается лишь в 30- — 50-х pp. XX ст. Однако ее предметная область и социологическое видение политики и власти были обозначены еще древнегреческими мыслителями, прежде всего Платоном и Аристотелем. Последний внес особенно заметный вклад в создание основ социологической теории государства. В дальнейшем различные аспекты социологического понимания политики и государства разрабатывались такими выдающимися теоретиками Нового времени, как Н. Макиавелли, Ж. Бодеп, Т. Гоббса, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г. Гегель и др. В формировании социологии политики большую роль сыграли социологические труды Н. Вебера, В. Парето, Г. Моска, М. Дюверже, Г. Лассуела, С. Липсета, А. Бентли, Ч. Мерриам и др. Весомой является роль в становлении отечественной социологии политики таких украинских ученых, как В. Липинского, И. Франка, С. Днестрянским, М. Драгоманова, М. Грушевского, В. Бабкина, Ю. Шемшученко, В. Андрущенко,. Антопенка, В. Белоуса, И. Дзюбка, В. Пазенка, В. Буцевицького, Л. Тупчієнка, М. Полищука, Бы. Кухни и др. При этом становление социологии политики как на Западе, так и в Украине происходило в тесной связи с развитием общей социологии и во взаимовлиянии с политической наукой и сегодня находятся в отношении комплементарности.

Загальнотеоретична часть социологии политики определяет в самых общих понятиях социальные основы и социальные действия (силы, цели, последствия) власти, которая установилась в обществе. Итак, здесь вступают в силу законы и гипотезы, которые объясняют генетические и функциональные зависимости между политическими и неполитическими общественными явлениями. Эта часть социологии политики является именно политической социологией, которая понимается как обще-социологическая теория политики. Она находит применение в специальных разделах социологии политики, которые занимаются описанием и анализом отдельных областей политической жизни.

В специализированных разделов социологии политики относятся:

социология политических партий, общественных объединений и движений;

социология государства и его отдельных институтов (например, представительских органов, армии и др.);

социология политической культуры, в том числе общественной мысли и политической идеологии;

социология политического поведения;

социология электората;

социология власти;

социология международных политических отношений и др.

Каждый из этих разделов можно было бы трактовать как самостоятельную отрасль, например, социологию семьи, деревни, свободного времени и тому подобное. Существуют исследования, посвященные социологии партии или армии, и научные учреждения, которые специализируются в данных областях. Это же не меняет положения вещей, если речь идет о статусе таких дисциплин в рамках социологии политики. Они являются частью целого, которое объединяет обще-социологическую теорию политики и отдельные социологические піддисципліни, анализирующие политические отношения.

Предметом изучения социологии политики являются следующие вопросы:

каким образом взаимодействие социальных общностей отражается на характере и способах функционирования политических институтов;

в какой степени политическое нормирование влияет на устойчивость структуры;

как характер процессов институционализации общности меняет ее политический статус в обществе;

какой есть социальная база того или иного политического порядка;

какими должны быть социальные основания перехода от одного политического строя к другому и др.

Важным аспектом социологии политики является исследование социального механизма власти и ее влияния в обществе на различных этапах его развития и функционирования. Именно изучение механизма превращения социального в политическое, в частности, формирование социальной общности механизма субъекта, отличает социологию от политики других политических дисциплин.

Основными понятиями социологии политики: "политика", "политическая власть", "политический субъект", "политическая жизнь", "политическая культура", "политическое сознание", "политические отношения", "политическая деятельность", "политическая система", "государство", "политическая партия", "политический процесс", "политическая социализация", "политические движения" и др.

Политика является особым видом деятельности, который связан с получением и осуществлением власти, прежде всего, государственной. Несмотря на многочисленность подходов к определению сути политики, их можно, обобщая, свести к двум основным. Это, во-первых, понимание политики как столкновения и противоборства больших групп людей, социальных общностей, стремление к господству одних над другими, стремление иметь преимущество в осуществлении интересов. Во-вторых, это способ видеть в политике средство согласования интересов различных социальных групп, подчинения их общему началу, достижения определенной цели. Каждая из этих позиций, которые, казалось бы, исключают друг друга, не является ошибочной. Более того, сформировать полную, целостную представление о политике можно только учитывая обе.

Политика — специфическая область человеческой деятельности, в которой проявляются отличия интересов социальных групп, классов, наций и тому подобное; они сталкиваются, противопоставляются или совпадают, происходит непосредственное сопоставление позиций и поиск способов, которые могут привести их к определенному компромиссу и согласованности. Однако политика — не только сфера выявления интересов социальных групп, их столкновения и противоборства, но и способ определенной субординации данных интересов, подчинение их началу, которое является наиболее значимым, а следовательно, и обязательным для всей общественности. Речь идет о политической власти. Борьба за завоевание и осуществление власти — это основное содержание политики, а потому и основной вопрос, которым занимаются науки, изучающие ее, в том числе и социология политики.

Понятие власти вообще, как и понятие политической власти, трактуется по-разному. В повседневной жизни мы говорим о власти отца над детьми, о власти пророка над последователями его учения, о власти над человеком сил природы, о власти государства над своими гражданами и тому подобное.

Несмотря на то, что политическая власть, опираясь на систему институтов во главе с государством, требует организационных действий, политические отношения могут носить как институциональный, так и не институциональный характер.

Итак, говоря о политике, мы так или иначе возвращаемся к ней как к человеческой деятельности, связанной с отношением к власти.

Задача социологии политики заключается в конкретном анализе содержания политики и политической деятельности различных социальных групп, в исследовании характера их политических интересов и соответствующих политических отношений, содержания деятельности политических институтов, в изучении политических партий и движений, поведения и сознания электората.

Социология политики изучает сущность власти, ее природу и проявление с точки зрения конкретного человека, организаций и объединений. Именно поэтому для нее предметом особого внимания является рассмотрение личности как субъекта политической жизни, ибо каждый человек в обществе — объект политических отношений.

Социологи рассматривают политику через призму анализа социальной структуры и неформальных социальных институтов, общественного мнения и поведения, мира и стабильности, органов управления и их аппарата, политических партий и движений, профсоюзов, участия народных масс в выборах, деятельности руководителей государства, политической идеологии, вообще государств и их форм. Они обращают внимание на необходимость изучения конфликтов и изменений, происходящих в обществе, бюрократизма и процедур принятия решений, всех общественных организаций и движений, неформальных объединений, разнообразных средств привлечения масс к политике, политических лидеров разных уровней, культур и традиций, систем и политических режимов и тому подобное.

Социологи выделяют три вектора измерения пространства политической власти:

первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет "ось представительства ";

второе измерение представляет собой многообразные отношения политического субъекта и социальных институтов общества, правящей элиты - "институциональная ось ";

на третьей оси обозначаются "технологии" решения политическим субъектом проблем, стоящих перед обществом — "ось политической деятельности".

Содержание политической жизни составляет форму реализации интересов людей, слоев, групп, классов, наций и тех, которые их представляют — партий и объединений. Если социальные группы, классы учитывают объективный ход исторического процесса, то политические отношения данной общественно-политической системы развиваются без социальных потрясений. В противном случае возникает большая вероятность коллизии и политических конфликтов и конфронтации.

Понятие "политический субъект" может обозначать как отдельного человека (например, избирателя, участника митинга, члена политической партии), так и социальную общность (например, фракция, которая борется за независимость), социальный институт (например, армия, которая совершает переворот в государстве). Основными признаками политического субъекта являются:

способность принимать политические решения;

способность реализовать эти решения в политической практике или контролировать их организацию;

способность нести ответственность за свои решения.

Под политической культурой понимается совокупность образцов поведения и деятельности, обеспечивающих передачу накопленного опыта от поколения к поколению и тем самым способствуют устойчивости политических отношений под воздействием времени. Вместе с тем политическая культура выступает как нормативный механизм, который обеспечивает регуляцию поведения и деятельности.

Политическая социализация — это приобщение индивида к ценностям, знаниям, ролевым образцам, которые позволяют ему адаптироваться к политической жизни общества. Обычно социализация осуществляется на основе общепринятых норм и образцов, которые вошли в сферу политической культуры. Политическая социализация — это двусторонний процесс. С одной стороны, влияние социально-политической среды на индивида, а с другой — формирование политической индивидуальности, которая предусматривает свободный выбор и ответственность за принятые решения со стороны индивида. Результатом политической социализации является готовность индивида к участию в политической акции, то есть определенный уровень социальной мобилизации. Эта готовность проявляется, в частности:

на уровне знаний, представлений об основных принципах функционирования политической системы;

на уровне приверженности к фундаментальным принципам общества;

на уровне политических навыков, которые позволяют индивиду переходить от слов к делу.

Политический процесс можно определить как переход от одного политического события к другому за определенный промежуток времени. Под событием понимается некоторое нарушение регулярности обычного состояния вещей, например, референдум 1 декабря 1991 г. оказался событием, которое значительно ускорила движение Украины к независимости.

Существуют три подхода к определению политического процесса (политики):

функционально-структурный анализ (Т. Парсонс, Г. Мертон) воспринимает политический процесс как результат совокупного функционирования всей политической системы, так и отдельных элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое;

теория конфликта (Г. Дарендорф, Л. Козер и др.) рассматривает политический процесс прежде всего как процесс борьбы, соперничества и согласия относительно материальных ресурсов и социальных статусов в обществе. При этом политический процесс раскрывается с точки зрения субъектов, которые в нем участвуют;

в рамках поведенческой модели (И. Мерриам, Г. Лассуел, Дж. Кэтлин и др.) политические процессы интерпретируются как поведение и деятельность людей, направленные на овладение и использование власти в личных и общественных интересах. Основным показателем политических процессов здесь выступает уровень включенности индивида в политические отношения.

Безусловно, что каждый из названных подходов имеет равную ценность, свой язык описания и логику анализа политических процессов.

Существуют политические процессы, которые продолжаются в течение одного или нескольких поколений. Эти процессы носят исторический характер. Процессы, которые начались в Украине с начала 90-х гг. XX ст., по своим масштабам и значению — исторические, должны вывести нашу страну в XXI веке. на путь правового государства и гражданского общества.