Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.4. Социология культуры

 

Социология культуры — специальная социологическая теория, которая изучает закономерности функционирования культуры в обществе. Сам термин культура ("cultura") появился в Древнем Риме и означал для римлян не что иное, как обработку земли, выращивания. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало означать самые разные аспекты человеческого поведения, а также виды деятельности. Универсализация термина культура, то есть использование его в отношении процессов развития и совершенствования вообще, началось на рубеже XVIII-XIX веков, а вместе с ней началась и разнообразная и запутанная современная история слова культура. Тогда же, в конце ХVIII ст., немецким ученым И. Гердером (1744 — 1803 гг.) была осуществлена инновация отношении изучения культуры: он заговорил не о культуре, а о культурах (во множественном числе). Другим важным нововведением, предложенным несколько позже, стало характерное для Германии противопоставление культуры и цивилизации.

Но вернемся к истокам социологии культуры. Хотя социологический анализ культуры начали еще В. Копт, М. Вебер Е. Дюркгейм, П. Сорокин, В. Самнер и др. самостоятельной отраслью социологии она становится в 60 — 70-е гг. XX ст. Значительным вкладом в развитие социологии культуры К. Маннгейма, Г. Зіммели, Н. Элиаса, Ф.-Х. Тенбрука, В. Ліпп, А. Хаана, Х.-П.Турн, Ю. Штагля, М. Г. Ліпсіуса, И. Вайса, П. Бурдье и др. В рамках марксистской социологии социологию культуры развивали такие российские социологи, как Л. Н. Коган, Н. И. Арнольдов,. И. Болгов, Есть. В. Соколов, В. И. Толстых, В. Бы. Чурбанов, А. Л. Вахмегс, В. И. Волков, Ю. А. Лукин, Л. Г. Іоній и др. В Украине в течение последних нескольких десятилетий активно разрабатываются прикладные проблемы социологии культуры М. В. Гончаренко,. П. Ивановым, Является. К. Быстрицким, Г. М. Сивоконем, Л. А. Азой, Л. В. Сохань, А. М. Семашко, Н. А. "Победой" и др. Определенное развитие получили исследования отдельных сфер культуры - социология литературы, социология театра, социология кино, социология музыки, социология свободного времени, социология художественной культуры, социология книги и чтения и др.

Для большинства представителей социологии культуры, которая существовала в советские времена, характерным было то, что она:

достаточно узко определяла свой предмет, ограничивалась анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений и вкусовых предпочтений разных групп и слоев;

или (в том случае, когда они ставили более масштабные задачи) в своих теоретизуваннях не выходила за пределы идей о базисе и надстройке, о первичности и вторичности, об относительной автономности культуры и т. д.

В большинстве работ зарубежных и отечественных социологов культура рассматривалась как эпифеномен социального. Господствовала идея о так называемый культурный лаг — отставание культуры от развития общества. Эта идея скрыто регулировала отношение социологии к культуре, отодвигала на второй план всю связанную с культурой проблематику. На первый план выдвигались проблемы социальной структуры, социальной стратификации, экономики, системного строения общества.

Лишь с начала 60-х гг. на Западе, а с 90-х гг. — в России, Украине, Чехии, Польше и др. странах Восточной и Центральной Европы происходят радикальные перемены во взглядах на культуру, ее место в жизни общества, личности, социальных групп и слоев, на ее роль в регуляции человеческого поведения. Уходят в прошлое представления о вторичности, епіфеноменальність и отсталость культуры. В постмодернистских концепциях социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. По выражению современного российского социолога П. Г. Іоніна "культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития". Меняется само понимание культуры. Это уже не столько пассивное отражение социальной реальности, сколько активная ее форма, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Теперь культура становится логически и фактически впереди того, что происходит в обществе. Как метко сформулировал немецкий социолог Г. Берлине: "Там, где раньше было "общество" стала "культура".

В условиях названной трансформации социология культуры и до сих пор находится в состоянии конкретизации границ своего предмета - взаимодействия культуры и общества, определения социологических подходов к изучению культуры, социологического определения последней, ее функций, закономерностей развития, особенностей современных социокультурных изменений, направлений теоретического и эмпирического анализа культуры.

О многообразие, многослойность и багатофасетність культуры как основного понятия социологического анализа свидетельствует хотя бы тот факт, что лишь в одном из американских справочников по социологии содержится более 400 определений культуры. Американские социологи А. Кребер и К. Клакхон в своей книге "Культура" разделили все собранные ими определения культуры на шесть основных типов:

описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культура. Согласно Е. Тейлора (родоначальника такого типа определения культуры), культура складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции;

нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, которое дает К. Уіслер, "образ жизни, которого придерживается община или племя, считается культурой". Вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Например, социолог. Томас называет культурой материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведінські реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарей или цивилизованных людей;

психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде, либо на процесс обучения, или на формирование обычаев;

структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны такие определения: а) культура - это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) культура - это сочетание обученной поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества;

генетические определения, в которых культура определяется с позиций ее возникновения. Эти определения разделяются на четыре группы:

первая рассматривает культуру как продукт или артефакт. "В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано деятельностью двух или более индивидов, которые взаимодействуют друг с другом" (П. Сорокин);

вторая делает упор на идеях. "Культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления" (Г. Беккер);

третья подчеркивает роль символов. "Культура — это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей, явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем "символізацією" (Л. Уайт);

четвертая определяет культуру как нечто, что проистекает из того, что не является культурой. "То, что отличает человека от животных, мы называем культурой" (В. Оствальд).

Перечисленные значение слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу. Аккумулируя эти значения, под культурой можно понимать одновременно и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс со своими этапами и законами развития. Культура представляет собой не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, взгляды, нормы, которые господствуют в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, это система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Итак, культура олицетворяет в себе как совокупность духовных и материальных ценностей, так и живую человеческую деятельность по их созданию, распространению и сохранности.

В социологии выделяются следующие основные функции культуры:

гуманистическая (человекосозидательная), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

познавательная (гносеологическая), потому что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

ack'>• информационная — функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь поколений всех времен;

коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

ценностно-ориентационная, т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей ", в которых существует и на которые ориентируется человек;

нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

Рядом с определением функций культуры важной задачей современной социологии является анализ механизма распространения культурных образцов в условиях наличия современных средств массовой коммуникации, которые способны преодолевать все физические границы для передачи информации и глобального распространения любых культурных образцов. На рис. подаем, на наш взгляд, универсальную модель распространения культуры в современном обществе, которую предложил французский исследователь культуры А. Моль. По этой модели можно определить различные этапы распространения культурных образцов и барьеры, возникающие на пути этого процесса. Модель представляет собой замкнутый цикл, который начинается с индивидуальной творческой деятельности и завершается созданием культурного образца с массовой культурой общества.

 


Распространение культуры в современном обществе

 

Социология культуры — это не просто отрасль социологии. В широком понимании она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности и быту, политике, бизнесе, менеджменте, образовании, здравоохранении и т. д. В узком смысле социология культуры локализует свой интерес на духовной сфере.

Эмпирический анализ культурных ценностей может быть осуществлен по следующим аспектам:

за субъектом — носителем культуры выделяются общество в целом, нация, социальные группы, отдельная личность;

по функциональной роли культуру можно подразделить на общую, которая необходима каждому человеку, и специальную, необходимую людям той или иной профессии;

по происхождению выделяют народную культуру (например, фольклор) и профессиональную, которая создается профессионалами и имеет авторство;

по видам культуры выделяют материальную (например, культуру быта, культуру производства материальных благ и т. д.) и духовную культуру (наука, образование, искусство, политика, право, религия и т. д.).

Кроме рассмотренных выше категорий "культура", "функции культуры", "материальная культура", "духовная культура", "народная культура", "профессиональная культура" и др. в систему основных понятий, которыми оперирует социология культуры, входят: культурные универсалы, культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурные исследования, культурный капитал, закономерности развития культуры, массовая культура или популярная культура, индустрия культуры, субкультура, контркультура.

Под культурными универсалами, по Дж. Мердоком, понимаются общие черты, которые присущи всем культурам. К ним относятся мода, спорт, совместный труд, танцы, образование, обычаи, язык, религиозные обряды — более 60 элементов.

Культурный этноцентризм означает стремление оценивать другие культуры с позиций своей собственной культуры. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Культурным релятивизмом называется точка зрения, согласно которой культуру можно понять лишь на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте (В. Самнер) и как единое целое (Г. Бенедикт). Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них чувство неприязни и чувства отчуждения. Закрыты двери имеют для них совсем другой смысл, чем для немцев.

Культурные исследования — это область исследований на пересечении социологии и других социальных и гуманитарных наук (культурологии, философии культуры, истории, искусствоведения, этнографии, антропологии и др.). ей не присуща какая-либо единство, является эклектической как на уровне теории, так и в отношении своего предмета. Интерес культурных исследований направлен на различные сферы от экономики индустрий культуры в литературно-критического анализа телевизионных программ.

Культурный капитал — это мера усвоения индивидами господствующей культуры в обществе в процессе образования и самообразования.

Индустрии культуры — термин, недостаточно определенный по своему объему и обычно используется для описания организаций, участвующих в производстве популярной культуры, то есть телевидения, радио, книг, журналов и газет, популярной музыки и тому подобное.

Массовая культура (или популярная культура) — это культура, сущность которой заключается в том, что она создается с целью потребления, для развлечений. Она является массовой по объему, т. е. по охвату аудитории, и по времени, то есть производится постоянно, каждый день. Идея массовой культуры возникает еще в 20-х гг. XX ст. в рамках концепции массового общества. Критики массовой культуры, например, представители Франкфуртской школы, определяют ее как тривиальную: коммерциализированную и пассивную.

Субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует многообразие таких субкультур (это культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т. д.), однако в социологии это понятие находит наибольшее применение при исследовании молодежи и девиантности. Например, считается, что задачей деліквентних или преступных субкультур является решение проблем, с которыми сталкиваются их члены. В принадлежности к субкультуре они видят некоторую компенсацию своей "неудачи" в обычном обществе.

Молодежные культуры, которые часто рассматриваются как девиантные, развиваются на основе принятия молодежью своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают ее от других членов общества. Некоторые социологи рассматривают такую практику как выражение оппозиции господствующей культуре. Среди наиболее важных причин появления молодежной культуры можно считать: рост доступных для молодежи случайных доходов и увеличения периода между детством и зрелостью, частично вызвано более поздним окончанием школы. Молодежную культуру отличает три момента:

это скорее культура досуга, а не труда;

в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных группы;

предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Контркультурой называется культура, которая находится в состоянии открытой конфронтации по отношению к господствующей культуры (термин контркультура был введен американским социологом Т. Роззаком, который изучил в 60-е гг XX ст. нетрадиционную поведение молодежи Запада в отношении политики, труда и семейной жизни). Характерными чертами контркультуры были критика репрессивности семейной жизни, призывы предоставить людям возможность "делать то, что они хотят", эксперименты с различными наркотиками и пропаганда сексуальной свободы.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:

Преемственность в развитии культуры (временная и пространственная, позитивная и негативная).

Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды, элементы культуры развиваются неравномерно. Сегодня в упадке, например, находится украинское киноискусство, библиотеки, клубные учреждения, книгоиздания.

Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Можно выделить несколько тенденций в нынешней культурной ситуации, которая сложилась в Украине:

деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру;

приватизация и коммерциализация культуры;

рост интереса к исторической культурного наследия, в том числе к религии и церкви;

усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), значительное снижение посещений театров, кинозалов, музеев, библиотек;

рост в быту элементов антикультуры (наркомании, преступности, коррупции, рэкета, проституции, порнографии, патологических наклонностей и тому подобное);

особую озабоченность вызывает состояние украинского языка, украинского книгопечатания, библиотечного дела, киноискусства.

Итак, культура не только постепенно становится для социологов главным инструментом объяснения текущих социокультурных трансформаций, но и важной предпосылкой социально-экономического роста общества, степени социального прогресса или регресса.