Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.5. Социология науки

 

Социология науки — отрасль социологии, которая исследует закономерности возникновения, функционирования и развития науки, взаимодействия ее как социальной явления с обществом и различными социальными институтами. Это новая отрасль и в то же время старая, поскольку ее предмет сам по себе не является новым. Однако, лишь в связи с бурной научно-технической революцией возникла насущная потребность в специальном изучении социологических проблем ее развития. Наука сейчас вступила в стадию зрелости, превращается в развитую и целостную систему, в которой основные социальные тенденции и закономерности проявляются достаточно четко.

Социология науки имеет свои истоки. К ним, прежде всего, принадлежит философия, которая до последнего времени играла роль науки о науке. Социология науки немыслима без обобщения всей философской наследия. В то же время она невозможна и без изучения протосоціології, всей истории социального знания.

Другой виток социологии науки — история естествознания и техники. Историками науки и техники проведена значительное количество исследований, в которых собран и в известной мере систематизирован богатый фактический материал. Исследователи ставили целью обобщить его с социологических позиций. Прежде всего необходимо назвать фундаментальные труды одного из основателей науковедения Дж. Бернала, в частности его книгу "Социальная функция науки" (1938 г.).

Социология науки зародилась еще в конце XIX века. На нее значительно повлияли позитивістські идеи Г. Спенсера, А. Конта, Э. Діоркгейма; она развивалась под непосредственным влиянием трудов Н. Вебера, который в борьбе с марксизмом обосновал тезисы о независимости идей (в том числе научных) в обществе.

В 20 — 30-е годы XX века. социология науки начала формироваться как особое направление исследований научной деятельности, в 60-и сложилась в специальную социологическую дисциплину, которая развивалась во взаимодействии с философией, методологией науки, социологией познания, наукометрією, информационным и социальным подходами к анализу науки.

Сначала социология науки рассматривалось как часть и вспомогательная сфера социологии познания, поскольку наука традиционно философски осмисливалась только как первичный тип знания, как предмет теории познания. В теоретических строениях Г. Вебера, М. Шелера, К. Маннгейма естественные и "формальные" науки пользовались особым епістемологічним статусом; их содержательная сторона считалась такой, что не поддается исследованию социологическими методами.

Основные принципы социологии науки как особой отрасли знания были развиты Г. Мертоном в работе "Наука, техника и общество в Англии XVII века", опубликованной в 1933 г. В ней Мертон выдвинул на первый план роль пуританской религии и морали в становлении науки Нового времени. Позже он сформулировал социологическую концепцию науки, которая в 60-е годы стала доминирующей парадигмой. Философской основой этой концепции были позитивістські идеи социальной нейтральности и кумулятивного характера роста научного знания, а обще-социологической основой — структурный функционализм, вариант которого был разработан самим Мертоном.

Социология, по Мертоном, изучает науку как социальный институт, сохраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность, направленную на получение нового и достоверного знания. Научное открытие является достижением, которое требует вознаграждения и институционально-обеспечивается тем, что вклад ученого обменивается на признание — фактор, что определяет его престиж, статус и карьеру. Функционирования науки как института регулируется совокупностью обязательных норм и ценностей, составляющих этос науки. Последний включает в себя:

универсализм (убеждение в объективности и независимости от субъекта положений науки);

всеобщность (знание мас становиться общим достоянием);

бескорыстие (запрет на использование науки в личных интересах);

организованный скептицизм (ответственность ученого за свои оценки труда коллег).

В 30-е годы социологические подходы к науке разрабатывались также в трудах Дж. Бернала, В. Огборна, П. Сорокина, Т. Парсонса, Бы. Барбера и др. Т. Парсонс, как и Мертон, развивая идеи Вебера, Барбер издал первый учебник и ряд исследований по социологии науки. Некоторые стороны социологии науки освещали в своих трудах Г. Батерфілд, Бы. Монсоров, Ф. Франк, Же. Фурастье, А. Полак, Л. Селк, Н. Сторер, С. Коул, Дж. Коул и др.

Среди многочисленных концепций западных социологов ярко выделяются два направления. Представители одного из них (Парсонс, Мертон, Сорокин) акцентируют внимание на роли науки в духовной культуре, другой (Огборн, Монсоров, Штенберг и др.) — подчеркивающие роль науки в материальной культуре, ее взаимодействие с техникой и производством, исходя из технологического детерминизма.

Эмпирические исследования и теоретические разработки довоенной социологии в 60-е годы тесно переплелись с исследованиями более практического плана, в том числе структуры научного сообщества (В. Хєгстром), "невиданных колледжей" (Д. Крейн), сети социальных связей и коммуникаций (Н. Малинс), социальной стратификации в науке (С. Коул, Дж. Коул), науки как социальной системы (Н. Сторер) и др.

В начале 70-х годов в социологии науки развернулась критика мертонівської парадигмы с позиций, что были представлены под воздействием постпозитивістської методологии и науки, прежде всего Т труда. Куча "Структура научных революций", в которой наука рассматривается как парадигма, принятая сообществом. На этой философской основе стала формироваться отличная от нормативной, так называемая когнитивная социология науки, в которой когнитивная (познавательная) сторона науки ставилась в прямую зависимость от социальной. Это направление социологии науки зародился в Англии, где были разработаны ее концептуальные основы и исследовательские программы, общей чертой которых было Стремление расширить поле применения социологических методов, включив в сферу их действия научное знание (Бы. Бранное, Д. Блур, Г. Коллинс, М. Малкей, С. Уолгар и др.).

Поскольку основным препятствием для превращения научного (в первую очередь естественнонаучного) знания предмет социологического анализа была его претензия на относительно истинное отражение реальности, то усилия сторонников когнитивной социологии науки с самого начала были направлены на то, чтобы лишить научное знание этого "эпистемиологического статуса", объявив его обычным "увіруванням ", которое ничем принципиально не отличается от других увірувань. Тем самым наука представлялась продуктом социальных условий, отношений, интересов. Научное знание связано с социальными условиями, и вопрос о его отношении к объективной реальности отвергались.

Отметим, что развитие когнитивной социологии науки дал импульс мікросоціологічним исследованием конкретных ситуаций, возникающих в процессе познавательной деятельности ученых, которые дают ценный эмпирический материал о взаимосвязи когнитивных и социальных аспектов науки. На рубеже 80-х годов возник целый спектр разнообразных, но близких по своим методологическим принципами концептуальных схем социального исследования науки. Получили распространение "конструктивістська программа" (Кол. Кнорр-Цетина), которая рассматривает науку как социальную конструкцию, релятивистская программа (В. Коллинс), етнометодологічні исследования (Г. Гарфинкеля, С. Уолгар), дискурсаналіз (Г. Малкей). Для всех них характерна отказ от таких "традиционных" различий, как когнитивное и социальное в науке, то есть познавательное начало в науке в большей или меньшей степени подменяется социальными действиями, переговорами, отношениями ученых.

Многообразие концепций в социологии науки можно оценить как следствие противоречий между объективной необходимостью теоретического осмысления изменений, происходящих в процессах производства научного знания, усложнением взаимодействий между наукой и обществом в современных условиях.

К сожалению, в отличие от Запада, в бывшем СССР, в том числе и в Украине, исследования науки осуществлялось медленно. Лишь отдельные ученые занимались этой отраслью профессионально и еще небольшая группа — время от времени. Это обусловлено общей недооценкой социологических исследований. Правда, в 60-е годы был проведен ряд конкретных социологических исследований научной деятельности. Позже был собран богатый исторический материал о развитии науки и техники, появились попытки его обобщения с социологической точки зрения. В 70-е годы появились работы, посвященные социальным последствиям научно-технического прогресса. В некоторых из них ставились и теоретические проблемы развития науки и техники в обществе. Это прежде всего труды российских социологов Г. В. Осінова, С. В. Шухардина, С. Г. Струміліна, В. Я. Єльмеєва, М. М. Карнова, Г. М. Доброва, Г. Н. Волкова и др.

Социологические проблемы науки характеризуются интегральным, комплексным подходом к явлениям, которые изучаются. Они возникают на стыке таких дисциплин, как философия, история науки и техники, науковедения, логики и психологии научного творчества. Последние пользуются данным целого ряда точных наук, приемами математического и статистического анализа.

Основные задачи социологии науки заключаются в изучении законов развития и функционирования науки как целостной системы, что входит в более широкой социальной системы. Ее практической мстою является разработка теоретических основ организации и управления наукой, то есть системы мероприятий, опирающихся на объективную логику развития науки и обеспечивающих оптимальные темпы ее развития и повышения эффективности научных исследований.

Социология науки отнюдь не сводится только к эмпирическим и наукометрическим исследованиям, хотя в определенной степени и основывается на них. Она является прежде всего теоретической дисциплиной высокого уровня обобщений, базируется на всем предыдущем развитии человеческой мысли. Ученые — социологи стремятся показать науку как социальное явление, посмотреть на научную деятельность как на своеобразное производство, рассмотреть, в каком историческом и логическом отношении она находится с производством материальных благ, какие отношения складываются в процессе духовного производства между людьми, какие требования предъявляются к системе образования, воспитания человека.

Одна из особенностей изучения социологических проблем развития науки заключается в том, что их нельзя рассматривать в отрыве от процесса развития техники. Это явления однопорядковые, а социологические проблемы развития техники и науки есть, по сути дела, отраслями единой теории. Наука не может быть познана вне техникой, вне исследованиями собственных средств ее развития. Так же и техника, будучи опредмеченою силой знания, может быть правильно познана только в связи с наукой. Если же быть точным, то исторически техника является предшественницей науки, логично же наука как развивающаяся система включает в себя технику как подсистему.

Непосредственную связь современной науки с техникой, материальным производство является очевидным. Наука становится практическим преобразователем мира, она вмешивается сегодня во все области человеческой деятельности, становится непосредственной производительной силой в современном обществе. Именно благодаря науке человечество сможет контролировать рождаемость, победит болезни которые оставил нам XX ст., продолжит продолжительность жизни человека. Достижения науки будут означать постепенную победу человека над пространством и временем; благодаря научным достижениям станет возможным создавать новые условия существования, при которых жизнь наша будет становиться более свободным и счастливым.

В настоящее время в мире существуют два подхода в оценке научных достижений: оптимистический и пессимистический. Но с какой бы стороны мы не подходили к оценке науки — оптимистического или пессимистического, ясно одно — науке, больше чем в любой сфере человеческой деятельности, надлежит определять образ будущего человечества.

Наука — многогранное общественное явление, ее можно рассматривать под разным углом зрения: она выступает как совокупность знаний о мире, основа мировоззрения, как форма общественного сознания, как форма отражения мира в сознании, как элемент духовной культуры, как средство общественно-практического преобразования мира.

Наука не возникла внезапно. Исходным условием ее появления (или переднауки) была работа, те аспекты духовной деятельности человека, которые были тесно связаны с трудом, постоянно, самым непосредственным образом принимали в ней участие. Это — информационно-познавательная и идеально-конструктивная деятельность, то есть та сторона духовной деятельности, которая служила исторической предшественницей и сферой развития науки, была переднаукою.

Целесообразная деятельность (сам труд), орудия труда (техника) и предмет труда (если это сырой материал, опосредованный человеческой деятельностью) являются носителями, воплощением знаний: научных или донаукових. Последние характерны для всей трудовой деятельности во всех ее проявлениях. Знания, как элементарна форма науки и ее элемент, исторически рождались в процессе трудовой деятельности человека.

Под понятием "наука", которая является основной категорией в социологии науки, надо иметь в виду все научные дисциплины, взятые в органическом единстве: общественные, естественные, теоретические, общие, технические. Причем эта целостность системы науки рассматривается в своем найрозвинутішому виде. Понятие "наука" нельзя сводить только к системе знаний, отождествлять с имеющимися теориями, математическими формулами, проектами, то есть с готовым научным знанием. Знание не есть еще наукой, поскольку человек, который много знает еще не является ученым. Только создавая новое знание, человек приближается и привлекается к "Олимпу науки".

Знания — это продукт, сырой материал науки, который вновь вводится (втягивается) в научную деятельность, подобно продукта и сырому материалу материального производства. Поэтому знание можно рассматривать как элемент науки, ее неотъемлемая часть. Однако сводить науку только к знанию нельзя.

Сущность науки заключается не в уже познанных истинах, а в поиске их, в экспериментально-исследовательской деятельности, направленной на познание и использование законов природы и общества. Наука — это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний, то есть научное производство.

Социология науки, как уже упоминалось, занимается изучением социологических аспектов техники, анализом связей и взаимоотношений ее с наукой. Однако социология науки не замыкается только на технике, она нацелена и на человека, выступая в качестве науки, сориентированной на личность, на развитие его интеллекта, культуры мышления. Связующим звеном между наукой и человеком выступает система образования, производственное обучение. Однако, структурные звенья системы "наука — человек" менее развиты, чем структурные звенья системы "наука — техника".

Еще одним важным аспектом предмета социологии науки является анализ взаимодействия науки и производства. Речь идет об анализе того, как взаимодействует с материальным производством и техникой на разных этапах своего развития не "наука вообще", а те или иные ее структурные звенья.

Социология науки имеет своим предметом и выявления взаимодействия науки и общества. Наука влияет на общество прежде всего через свои технические воплощения. Техника может рассматриваться как в системе производительных сил, так и в более широкой социально-экономической системе. В первом случае имеет место технологический аспект ее рассмотрения, во втором — социально-экономический.

Взаимодействие техники с социальными институтами имеет сложный и неоднозначный характер. Техника влияет на общество разными путями, в разных формах. Это влияние может усиливаться или ослабляться в зависимости от социально-экономических условий применения техники. Развитие техники испытывает большого влияния со стороны экономических, политических и других институтов общества, которые могут или стимулировать научно-технический прогресс, или тормозить его.

В анализе "механизма" социального воздействия техники, прежде всего, выделяются три момента:

повышение уровня производительности труда;

специализация средств труда;

мера замещения техническими средствами трудовых функций человека.

Первое направление социального влияния техники на человека можно охарактеризовать как косвенное, так как повышение производительности труда отражается на социальных институтах через определенные производственные отношения. Второй и третий направления характеризуют непосредственное влияние техники на человека в трудовом процессе и на содержание его труда.

Однако влияние техники на общество происходит в наше время не только через сферу материального производства. Система образования, искусства, культуры, быта в значительной степени превращается под непосредственным влиянием "своей" техники. Техника программированного обучения, например, обуславливает переворот в методах преподавания. Кино, телевидение, радио, магнитофон, грамзапись вызвали к жизни новые виды искусства, формы досуга, осуществили глубокое влияние на всю человеческую культуру, сделав ее достоянием всех. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, инженерное мышление и т. д.

Научные достижения в области военной техники непосредственно влияют на мировую политику. Наличие в ряде стран ядерного оружия, возможность применения которой грозит существованию всего человечества на земле, требует особой осторожности в решении международных и региональных конфликтов.

Заметное место в социологии науки занимает проблема определения социальных функций науки. Основными среди них являются:

выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

повышение эффективности всех видов деятельности социальных субъектов, прежде всего в сфере производства;

прогнозирование научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, выявление перспективных проблем, подлежащих решению и др.

Предметом социологии науки является также разного рода механизмы и процессы, которые обеспечивают: интеграцию индивидов или коллективов, участвующих в производстве знаний, то есть формирование научных сообществ, различные формы включения их в систему материального производства, образования и социального управления; взаимодействие науки с социальными процессами; дифференциацию и интеграцию научных дисциплин и тому подобное.

Изменения, которые произошли в Украине после провозглашения независимости, реформирования политической и экономической системы общества, вызвали к жизни много новых явлений, в том числе и в науке, которые способны влиять как на изменение направления конкретных исследований, так и на формирование теоретических концепций социологии науки. К ним относятся вопросы, связанные с экономикой науки (переход большинства научных учреждений прикладного характера на самофинансирование), изменения организационной структуры научных подразделений (например, ориентация на решение конкретных проблем), появление негосударственных, частных научно — исследовательских подразделений, демократизация управления (выборность руководства, новый порядок аттестации), гласность (снятие ограничений по данной тематике, доступность многих архивов и статистических данных), без которой развитие многих научных, прежде всего социальных дисциплин, в том числе и социологии науки, было затрудненным.

Основными направлениями социологического исследования науки являются:

изучение социальных факторов интенсификации научной деятельности;

проблемы формирования ученого и научных коллективов;

обеспечение развития новых научных направлений в науке;

социальная структура научных коллективов;

пути совершенствования условий и организации научно-исследовательской работы;

социальный статус научного работника и научных дисциплин;

мотивация научной деятельности;

профессиональная мобильность в науке;

критерии оценки научной деятельности;

соотношение науки и культуры.

Важной проблемой является управление наукой, развитием научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал — это совокупность средств и возможностей для постановки и решения научных и научно-практических проблем (в том числе и новых) национального, регионального и международного значения. В содержание этого понятия входят следующие показатели:

1) численность ученых и инженеров в стране;

2) количество и оснащенность исследовательских институтов;

3) производство научных приборов, измерительных инструментов и специального оборудования;

4) сеть центров научной документации;

5) объем и численность национальных научных публикаций;

6) научная терминология (словари научной терминологии).

При определении понятия научно-технического потенциала необходимо учитывать следующие важные показатели: уровень организации самой науки и уровень организации ее взаимосвязи с производством, а также состав научных кадров, их использование, время реализации научных идей, распределение финансовых расходов, соотношение между затратами на науку и прибылью подобное.

Социология науки выявила, что в настоящее время научная революция (ее следует отличать от революции в науке, которая представляет собой процесс коренного изменения представлений, которые сложились в той или иной области знаний) осуществляется в трех основных направлениях:

резко повышается роль науки в обществе, ее удельный вес в общественном производстве;

преодолеваются преграды между наукой и производством;

исчезают бездны, "белые пятна" между отраслями научного знания.

Процесс преодоления "белых пятен" в высшей степени довольно противоречивый. Связывая звенья возникают на основе дальнейшей дифференциации знаний, все большее дробление и без того размельченных отраслей наук. По данным Д. Прайса, специализация в науке удваивается примерно каждые 10 лет.

Отметим, что процесс современной дифференциации в науке совсем другой, чем тот, который имел место в прошлом. Начиная с античности дифференциация означала деінтеграцію, вела к отделению от некогда целостного, синкретического знания все новых отраслей. Развитие отдельных наук можно было бы сравнить с радикальными лучами, которые все больше расходятся друг от друга с удалением от центра.

Ныне дифференциация науки становится одним из основных путей к интеграции науки. Каждая наука перебрасывает мостик над бездной "ничейных земель". Все они служат связывающим звеном между двумя и более науками.

Изучение проблем управления наукой, критериев развития научно-технического потенциала, процессов дифференциации и интеграции в науке, типологизации научных знаний — это лишь некоторые направления социологического исследования науки как социального института. Важным направлением социологического исследования науки является проблема формирования современного ученого и научных коллективов. От ее успешного решения зависит повышение социальной эффективности науки вообще.

Среди других аспектов исследования социологии науки определяются такие, как этика науки; прогнозирование научных исследований, изобретений; методы анализа социальных проблем науки; лидерство в науке, проблемы ее коммерциализации и тому подобное.

Характерной чертой нашего времени является усиление социальной роли науки, превращения ее в ведущую сферу социальной деятельности, в сферу производства научных знаний и методов рационального изменения мира, усиливается взаимосвязь науки и общества, науки и различных подсистем общества, что и обусловливает появление специальной отрасли социологических знаний - социологии науки.

Развитию науки свойственен кумулятивный характер. Современная наука все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами. Сегодня в единой системе "наука — техника — производство" науке принадлежит ведущая роль. Социология науки видит будущее науки в преодолении жестких границ между ее отдельными отраслями, в сближении содержания науки с другими формами духовного освоения мира.