Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 1.

 

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

1.2. Структура социологического знания

 

Объектом изучения социологии может быть как гражданское общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, так и любая отдельная сфера общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная. ее интересами могут быть движущие силы сознания и поведения людей, социального процесса, большие и малые социальные группы, этнические и межэтнические общности, кроме того классы, страты, профессиональные и демографические группы (молодежь, женщины, пенсионеры и тому подобное), отдельные личности (их потребности, интересы, ценностные ориентации), семьи как ячейки общества, взаимодействия субъектов, социальных институтов и организаций. Итак, круг интересов социологии как науки является достаточно широким и разнообразным, что в значительной степени определяет структуру социологического знания.

Под структурой социологического знания понимают систему взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий социальных процессов разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом). Особенностью структуры социологического знания является то, что она является не просто определенной совокупностью (объемом) информации, представлений и научных понятий о социальные явления и процессы, а прежде всего определенной упорядоченной системой знаний об обществе как динамично функционирующий социальный организм. Структура социологических представлений и научных знаний формируется в зависимости от круга объектов, изучаемых социологией, глубины и широты научных обобщений и выводов, которые осуществляются в рамках социологических теорий на основе анализа данных о те или иные социальные явления и процессы.

Основным структурным элементом социологической теории знания: знания о гражданском обществе, систему социальных отношений, их содержание и механизмы их взаимодействия, о сути взаимодействия социальных субъектов. Знания об обществе включает в себя понимание законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействие. Важной частью структуры социологической науки являются: знания о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной, а также о возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальной группы. Составляющими структуры социологического знания являются научные представления, взгляды, теории социальной структуры общества, социальный состав населения страны, деятельность существующих в обществе социальных институтов (таких, как государство, право, религия, наука, культура, образование, семья и т. д.).

В структуру социологического знания включаются также представления, взгляды. теории, которые выясняют реальное положение различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти, характеризующих деятельность различных политических партий и движений, неформальных групп и организаций, а также жизнедеятельность трудовых коллективов, малых групп, теории межличностного общения и отдельных личностей.

В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни. Речь идет о трех уровнях социологического знания:

 

 

обще-социологические теории или загальнотеоретична социология;

специальные и отраслевые социологические теории или теории среднего уровня (этот термин ввел в научный оборот американский социолог Р. Мертон);

первичное обобщение данных конкретно — социологических исследований.

Обще-социологические теории, опираясь на социальную философию, затрагивают, как правило, глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества (исторического процесса в целом) и места в нем человека. На этом уровне каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его разносторонних связей с другими явлениями.

Специальные и отраслевые социологические теории имеют гораздо более узкий познавательный ракурс, а чем обще-социологические, касаются в основном отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов, сочетают в себе теоретический и эмпирический уровни исследования. Они, по сути, занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными социологическими теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации, выступая в роли своеобразного связующего звена и преодолевая имеющийся между ними разрыв.

Выделение специальных и отраслевых социологических теорий (теорий среднего уровня) создает для социологии целый ряд несомненных удобств и преимуществ, основными из которых являются: возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных групп без использования громоздкого и абстрактного понятийного аппарата фундаментальных социологических теорий; обеспечение тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня; демонстрации убедительных выводов социологических исследований рядовым гражданам.

Вместе с тем эти теории породили достаточно узкую специализацию социологов — специалистов в отдельных отраслях социологии, которые собирают эмпирические данные, обобщают их, обосновывают теоретические выводы и строят модели только в пределах этих областей социологического знания.

Третий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями, которые проводятся с целью получения объективных данных относительно различных сторон социальной действительности. Эти данные могут быть осмыслении на уровне специальных, отраслевых и обще-социологических теорий и использовании в решении актуальных проблем развития общества.

Завершая рассмотрение данного вопроса, отметим, что в литературе можно встретить деление социологического знания на фундаментальное и прикладное. Такое разделение достаточно условно, ибо любое из них прямо или косвенно вносит свой вклад в решение как научных, так и практических задач. Следовательно, следует говорить лишь о доминировании в каждом отдельно взятом случае того или иного социологического знания: научного, фундаментального или практического (прикладного), что является основанием для его отнесения к сфере теоретической или практической социологии. То же самое можно сказать и о эмпирические социологические исследования: они могут быть ориентированы на решение научных проблем (например, на создание специальной социологической теории) или практических, связанных с усовершенствованием, социальных институтов (семьи, образования, права и тому подобное).