Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.8. Социология свободного времени

 

Социология свободного времени — отрасль социологии, которая изучает жизнедеятельность, отношения и ориентации людей в сфере свободного времени.

Интерес к проблемам свободного времени на Западе проявился в конце XIX — начале XX века. Одной из первых в этой области была книга основателя технократического направления в социологии Т. Веблена "Теория праздного класса" (1899 г.). Толчком к дальнейшему изучению свободного времени стало быстрое развитие в 20-е годы конкретных эмпирических исследований, прежде всего в США. Свободное время тесно связывался с индустриальной социологией. Однако начиная с начала XX века. вплоть до 50-х годов исследованиями занимались отдельные направления эмпирической социологии. Свободным временем интересовались не только индустриальная социология, но и социология семьи, быта, образования, культуры. Проблема свободного времени становится одной из значимых, появляется перспективное направление исследований — "социология досуга". Значительный вклад в ее развитие сделали Же. Фридман, Же. Дюмазідьє, М. Канлан, Г. Венский, Г. Клута, А. Заломек, Дж. Ландберг, В. Хавієрст, Из. Станков, Из. Скужинський и др. Волна исследований охватила почти все страны. В 60-х годах было проведено международное исследование бюджетов времени городского населения 14 стран. В 1969 г. начал издаваться международный журнал "Общество и досуга".

Хотя исследования проблем свободного времени в бывшем СССР начал еще в 20-х годах акад. С. Г. Струмилин, и они активно проводились в начале 30-х годов, систематическими они стали лишь с конца 50-х годов и связаны прежде всего с именем известного экономиста Г. А. Пруденського. Под его руководством были проведены большие исследования бюджетов времени в Новосибирске и Москве, а позже по той же методике и в других регионах, в том числе и в Украине. В частности, в 60-80-х годах специальные исследования по проблемам свободного времени проведенные социологами в Донецкой, Харьковской, Николаевской, Полтавской, Волынской областях, в городах Киеве, Львове, Мариуполе, Керчи и др. Развитие социологических исследований в Украине сопровождался совершенствованием социологической теории, типологии свободного времени, методики и техники исследований, о чем свидетельствуют публикации Л. А. Азы, М. А. Андреева, Г. В. Говорун, Есть. И. Головахи, Н. В. Захарченко, А. В. Ковтун, А. А. Кроника, А. Я. Лойя, В. М. Печи, Л. В. Сохань, Н. А. Победы, А. Н. Стояна, Из. И. Тимошенко и др. Все шире стали проводиться не бюджетные, анкетные методы исследования, что позволило выявить не только реальную структуру свободного времени, но и субъективные ориентации, удовлетворенность свободным временем. Немало сделано в изучении свободного времени как социального феномена, его истоков и функций.

Если в начальный период изучались главным образом экономические аспекты проблемы, то в последние 15-20 лет заметно усилилось внимание ученых к социологической проблематике свободного времени, делаются попытки дать общее определение свободного времени как социального феномена, его истоков и функций.

Необходимость исследования тенденций и проблем развития свободного времени, повышение культуры его использования определяется следующими факторами:

• самой логикой развития свободного времени, которая требует постоянного теоретико-методологического анализа, поскольку освоение свободного времени для каждого человека, каждого поколения есть процессом постоянного поиска и нахождения рациональных форм и средств его использования;

нерешенными проблемами материально-технического и организационного обеспечения более эффективного, рационального использования свободного времени;

обострением противоречий, возникающих в сфере свободного времени в результате недооцененности личности, человеческого фактора, технократическим подходом к самого свободного времени, которые преобладали в советском обществе;

возрастающими потребностями демократизации, гуманизации, повышения культуры свободного времени, "досуговой квалификации", совершенствование механизма социального регулирования и саморегулирования свободного времени;

наличием у определенной части граждан неудовлетворенности способами и условиями использования свободного времени;

важностью выявления причин и масштабов проявления антикультуры в сфере досуг, путей и средств их преодоления;

практическими задачами по созданию современной "индустрии досуга и развлечений", прогнозирования и моделирования рациональных бюджетов свободного времени, осуществления в пределах социальной политики на уровне как общества, так и регионов и отдельных трудовых коллективов дифференциации в распределении рабочего и свободного времени, организации оптимальных режимов труда и отдыха трудящихся;

постоянным ростом роли фактора свободного времени в жизни общества и отдельного человека, что находит свое отражение, с одной стороны, в неуклонном постепенном увеличении его величины в течение XX века, а с другой — в усилении в последние два-три десятилетия его дефицита или избытка определенной части населения.

Социологический анализ свободного времени как социального и духовно-нравственного феномена, позволяет не только теоретически поставить, но и практически решить вопросы, связанные с разработкой общенациональных программ рационального использования свободного времени, преодолев неоправданную в недалеком прошлом идеализацию характера его усвоения людьми.

Основными понятиями, которыми оперирует социология свободного времени; "социальное время", "внерабочее время", "свободное время", "время досуга", "время более возвышенной деятельности", "культура свободного времени", "свободное время человека", "социальной группы ", "свободное время общества ", "регулирование свободного времени" и др.

Социальное время есть время существования, функционирования и развития совокупности систем, время смены качественных состояний общества и его подсистем, своего рода ресурс, которым располагает любой социальный субъект. Он выступает и как календарное время, и как ценность, и как функция и т. п, т. е. целостным образованием, знаменателем безграничного количества временных характеристик общественных процессов. Социальное время — это единство объема деятельности людей и их результатов в виде явлений, событий, процессов, предметов. При этом социальное время есть время, который связан с человеческой деятельностью, а Не просто "время человеческой деятельности".

В своей сущности социальное время являются объективными отношениями целесообразной деятельности человека. Взаимопереход из одной формы целесообразной деятельности в другую образует структуру социального времени. Рабочее время и нерабочее время, в том числе и свободное время — основные сферы жизнедеятельности человека, объективные меры ее общественного бытия, которые составляют структуру социального времени.

Рабочее и внерабочее, в том числе и свободное, время, составляющие структуру социального времени, выражают всеобщий характер отношений необходимости и свободы. Каждый из указанных компонентов структуры социального времени образует относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности со своим особым смыслом, со своей спецификой, целенаправленной активностью.

Свободное время можно определить как ту часть социального, в том числе и внерабочей, времени, которая освобождена от неотложных дел и является "временем свободы", пространством свободной деятельности и свободного развития личности. Сущность свободного времени заключается в свободной деятельности, которая означает, прежде всего, наличие временного пространства, свободного от необходимых, неотложных дел, сознательное стремление человека освоить это время, самостоятельно (с определенной степенью разумности) выбрать вариант вероятной действия, умение достичь поставленной цели и, безусловно, само действие, что является объективным содержанием деятельности.

Сущность свободного времени составляет устоявшаяся качество, которое сохраняется во всех изменениях свободного времени; его же содержание по объему более широкое понятие, чем сущность, он включает в себя не только сущность свободного времени, но и все другие связи, присущие данному феномену. Содержание свободного времени является более текучим и изменяемым, чем его сущность. Единство и соотношение сущности и содержания свободного времени заключается в том, что свободная деятельность может быть настоящим выражением свободы, если она направлена на развитие личности, а последняя возможна лишь в условиях свободной деятельности.

Свободное время с таким же занятым временем, как, скажем, и рабочий. Но свободным мы называем его потому, что:

это время относительно свободен от трудовых обязанностей;

он принадлежит самому человеку, которая может при определенных условиях относительно свободно распорядиться им по своему желанию;

он свободен от безотлагательного удовлетворения человеком тех потребностей, которые связаны лишь с сохранением ее жизнедеятельности и работоспособности;

при его использовании человек имеет возможность изменять величину конкретных затрат времени и очередность видов деятельности, порядок удовлетворения тех или иных потребностей;

в отличие от свободного всю вне ним часть времени человека можно было бы назвать "несвободным временем". При этом в несвободный части внерабочей времени можно выделить три группы затрат времени, одна из которых — время для удовлетворения фонологическим потребностей, а две другие — время, связанное с работой на производстве или предпринимательской деятельностью, и время на домашний труд и другие бытовые потребности.

 

Внерабочее время

 

Свободное время:

Несвободное время;

Время разрешительной деятельности

Время, связанное с работой на производстве

Время более возвышенной деятельности

Время на домашний труд и другие бытовые потребности

Другие затраты свободного времени

Время на удовлетворение естественных потребностей фізиологічних

 

Схема. Классификация затрат внерабочей времени работающего

 

Большей время социальной группы характеризуется общей направленностью в его использовании, общностью занятий и интересов. Величина свободного времени, социальной группы состоит из индивидуальных затрат свободного времени. Целесообразно различать свободное время рабочих, крестьян, служащих, инженерно-технических работников, студентов, учащихся, а также других категорий населения (домохозяек, пенсионеров и тому подобное).

Личный свободное время находится в распоряжении человека, однако он связан со свободным временем социальной группы и направления его освоения зависят как от принадлежности лица к данной социальной группы, так и от уровня социализации, развития личности, от ее социально-психологических особенностей. Свободное время дает человеку возможность не только накапливать новые знания и силы для включения в сознательную деятельность, но и развивать свои способности в профессиональной работе.

По способу использования людьми своего свободного времени можно выделить целый ряд типов, каждый из которых, конечно, в "чистом" виде не существует, поскольку они взаємопересікаються, взаимодействуют.

Первый тип представляют люди, которые стремятся в свободное время максимально удовлетворить свои духовные потребности.

Второй тип характеризуется поиском в свободное время прежде всего развлечений.

Третий тип использования свободного времени представляют люди, которые значительную часть его отдают домашним делам, семье, детям.

К четвертому типу относятся люди, которые посвящают основную часть свободного времени спорту.

Пятый тип использования свободного времени представляет сравнительно немногочисленная группа людей. Его представителей можно назвать "суспільниками", потому что все свое свободное время они стремятся отдать общественной деятельности.

Представители шестого типа посвящают свободное время прежде всего приобретению материальных благ.

Седьмой тип освоения свободного времени объединяет людей, деятельность которых имеет открыто выраженный антисоциальный характер. В структуре их свободного времени господствуют явления антикультуры (пьянство, алкоголизм, наркомания, преступность).

Восьмой тип — люди, которые воспринимают время как время "бегства от жизни". К ним можно отнести тех, кто живет в примаренному мире, привлекается к неформальной группы типа "хиппи", "панки", "белое братство" и др., кто для "бегства от жизни" применяет такие средства, как наркотики, секс, порнография и тому подобное. Анализ этих типов при учете господствующих ценностных ориентаций человека, их направленность имеет важное научное значение при проведении дифференцированной работы по организации и регулирования свободного времени различных групп населения. В целом типологизацию можно рассматривать как важный метод социологического исследования, в основе которого лежит выявление сходства и различия социальных субъектов по характеру использования ими свободного времени.

Особое место в социологии свободного времени занимает проблема классификации (группировка) видов деятельности в свободное время. Классификация эта возможна прежде всего на основе принципа зависимости способов использования свободного времени от производственной деятельности человека, несходстве задач и функций рабочего и свободного времени, значимости и ценности тех или иных видов деятельности в жизни человека и общества. Главное в определении иерархии видов деятельности — не противопоставление их друг другу, ведь все они являются объективно необходимыми с точки зрения свободного волеизъявления лица. Однако различные виды деятельности в свободное время не равноценны и много в чем не сравнительные.

Для решения вопроса о классификации занятий в свободное время принципиальное значение имеет положение о том, что свободное время представляет собой досуг и более возвышенную деятельность" — две важнейшие части свободного времени, близки, но не равнозначны друг другу. Досуг — это время занятий, при Помощи которых происходит в основном восстановление физических, умственных и психических сил человека, затраченных в сфере труда. До времени более возвышенной деятельности следует отнести занятия, которые в наибольшей степени способствуют развитию существенных сил личности, ее совершенствованию. По сравнению с досугом время более возвышенной деятельности — это преимущественно созидание, проявление социальной активности, повышенного цілеустрімління, напряжения духовных и физических сил, большей инициативы и энергии. Вместе с тем занятия в часы досуга и более возвышенной деятельности — это единый процесс развития личности, их границы подвижны, они могут взаимопроникать друг в друга.

Предложенная нами классификация свободного времени охватывает лишь наиболее распространенные занятия, но в принципе она может включать любое число видов деятельности, с любой степенью их дробления и полноты.

 

Свободное время

Время разрешительной деятельности:

Время более возвышенной деятельности:

Индивидуальное потребление культуры

Публично-зрелищное потребление культуры

Общение

Физические занятия

Развлечения и игры

Пассивный отдых

Другие виды разрешительной деятельности

Обучение без отрыва от производства Самообразование

Повышение квалификации и переквалификация

Социально-политическая деятельность

Творческая деятельность и любительские занятия

Участие в воспитании детей

Спортивные занятия, туризм

Другие виды более возвышенной деятельности

 

Схема. Классификация затрат свободного времени работающего

 

Особенностью данной классификации является то, что она, объединяя занятия на более широкой основе, позволяет отразить все многообразие времяпрепровождения (их социологи насчитывают более 500) в сравнительно небольшом количестве основных типов, форм жизнедеятельности.

Одной из важнейших категорий социологии свободного времени являются понятия "культура свободного времени". Культура свободного времени — это не что иное как проблема содержания свободного времени, способ и мера его качественного освоения с точки зрения реализации и обогащения человеческих сущностных сил. Основой культуры свободного времени есть сознательная свободная творческая деятельность, которая духовно и физически развивает личность. Культура свободного времени предусматривает:

• развитость его структуры, которая определяется количеством элементов и доминирующей ролью тех из них, которые имеют наиболее развитый характер;

оптимальное соотношение элементов его структуры;

определенную меру сочетания рекреационной и развивающей функций свободного времени, активных и пассивных форм потребления духовных ценностей, общения и творческой деятельности;

определенную последовательность и продолжительность видов деятельности, их периодичность, частоту, ритм, насыщенность, интенсивность определенного промежутка времени человеческой деятельности;

умение экономить время, высвобождать его от нерациональных затрат и достигать оптимального объема свободного времени; наличие "избыточного" свободного времени, так же как и его "недостаток", может негативно отразиться на его структуре и содержании.

Исходя из социологических данных о расходах времени и степень влияния того или иного занятия, вида деятельности на развитие личности человека, можно выделить три уровня культуры использования свободного времени:

высокий, который характеризуется значительным удельным весом общественно-полезной творческой деятельности;

средний, для которого характерно в основном потребление культуры в сочетании с ее созданием;

низкий, в структуре которого наряду с потреблением культуры имеют место элементы явной анти культуры.

В соответствии с этим определяются и три типа лица:

конструктивный (деятельный) тип, для которого характерно приоритетное отношение к более возвышенной деятельности;

рационально-потребительский тип, который ограничивается в основном потреблением культуры, а в вопросе соотношения досуга и более возвышенной деятельности приоритет отдает досугу;

деструктивный (разрушительный) тип, для которого свойственно утилитарное отношение к досуга, наличие в последнем деструктивных элементов, явлений антикультуры. В структуре свободного времени этого типа почти отсутствуют виды более возвышенной деятельности. И еще одно замечание: у каждого из указанных типов личности складывается определенный способ использования свободного времени в течение суток, недели, месяца, года и всей жизни, типичное проведения свободного времени, которое характеризуется определенным набором, продолжительностью видов деятельности и времени суток, в которое они осуществляются.

Особое место в социологии свободного времени занимает анализ противоречий, возникаюют в процессе его освоения. Имеют место противоречия, которые непосредственно связаны с величиной, структурой, содержанием и местом проведения свободного времени. По их решению, то, например, противоречия между реальной величиной свободного времени и его общественно необходимым объемом можно решить путем увеличения свободного времени за счет сокращения рабочего времени (особенно женщин) и времени, которое идет на удовлетворение бытовых потребностей, путем дифференцированного роста материального благосостояния, оптимального регулирования отпусков и тому подобное. Растущее противоречие между тенденцией к коммерциализации свободного времени и основным лейтмотивом последнего быть фактором развития личности можно значительно смягчить, если со стороны государства принять ряд эффективных мер по гуманизации и демократизации свободного времени.

Противоречия в сфере свободного времени имеют как объективные, так и субъективные основания. Функционирование некоторых из них являются результатом несогласованности орієнтаційно-деятельного и материально-организационного компонентов структуры свободного времени. Этого можно избежать путем более полного творческого использования возможностей комплексного развития социально-культурной жизни Украины. Несвоевременное же разрешение этих противоречий приводит в конечном итоге к превращению их в антагонизм, возникновение социальной напряженности, кризисных ситуаций. Познание противоречий в сфере свободного времени, средств и путей их преодоления мы рассматриваем как способ проявления механизма преобразования жизнедеятельности людей во внерабочее время.

В социологии свободного времени актуализируется вопрос регулирования и организации свободного времени. Регулирование последнего масс объективный характер, является составной частью организации жизни общества и человека. Но если задача регулирования и организации рабочего времени сравнительно широко рассматривается в научной литературе, то проблемы регулирования и организации свободного времени сравнительно новые.

Регулирование свободного времени можно определить как процесс целенаправленного воздействия на него с целью расширения границ, создание условий для совершенствования его структуры и содержания в соответствии с постоянно растущих производственно-технических и социальных требований, предъявляемых к человеку. Регулирование свободного времени должно быть обоснованным; оно должно учитывать имеющиеся ресурсы и реальные возможности, основываться на следующих принципах: дифференцированность, последовательность, преемственность и непрерывность регулирования, скоординированность, всесторонность, планомерность и др.

В самом общем виде процесс регулирования свободного времени начинается с определения задач и завершается достижением предполагаемого результата. Этому циклу присущи: выработка цели; составление программ действий; непосредственное осуществление намеченного; контроль за исполнением; корректировка программы действий в соответствии с обстановкой, что меняется. При этом следует различать свободное время, которое регулируется обществом (социальными институтами) и личностью (саморегулирования). Методологической основой такого деления являются два взаимосвязанных критерия: форма организации свободного времени и характер самой деятельности в свободное время.

Общественное регулирование и саморегулирование рассматриваются нами как две стороны влияния на свободное время, единство которых образует "механизм" взаимосвязи общества и личности. Пределы общественного регулирования свободного времени определяются диалектикой общественной необходимости и возможностями становлением социально значимых видов деятельности в свободное время. Общественное регулирование использования свободного времени человека — это, главным образом, обеспечения объективных условий для проявления активности человека, нахождения оптимальных форм воздействия на него, целенаправленное формирование потребностей, интересов, ценностных установок личности. Осуществление общественного регулирования свободного времени возможно через систему взаимодействующих определенным образом социально-экономических, правовых, нормативно-ценностных и идейно-воспитательных средств.

Важно отметить, что общее направление использования свободного времени задастся социальной средой, а качественное содержание его в конечном итоге зависит от самого человека. Активность, которая проявляется лицом в свободное время, может быть разделена на два вида: первый (например, обучение без отрыва от производства, общественно-политическая деятельность, регулярные занятия в технических, художественных коллективах, кружках, спортивных секциях) может быть подвергнут значительному и непосредственному воздействию общества; второй (например, самообразование, индивидуальное творчество, занятие физкультурой, общение и тому подобное) менее поддается непосредственному общественному влиянию или не поддается вовсе.

В социологической литературе выделяются три уровня регулирования свободного времени:

1) административный или авторитарный, то есть такой, который основывается на принуждении, внешнем авторитете, навязанный человеку извне, даже если желания или интересы человека противоречат тому, что от него требуют;

2) стимулирующий, при котором извне навязана человеку деятельность (поведение) сочетается с частичным использованием ее интересов, но когда деятельность (поведение), которая требуется, еще не стала для человека его внутренним убеждением, потребностью. Это своего рода "социальный контроль", который использует все рычаги влияния на регулирование деятельности человека в свободное время;

3) мотивационный, сущность которого заключается в том, чтобы регулировать использование свободного времени через внутренние интересы и убеждения личности.

Все эти уровни взаимосвязаны, они редко выступают в чистом виде. Соотношение между ними зависит от конкретных условий, ситуации регулирования". Естественно, наиболее приемлемым является третий уровень регулирования.

Приоритетное положение саморегулирования свободного времени по сравнению с общественным регулированием обусловлено, прежде всего, процессом демократизации и гуманизации образа жизни людей, ростом роли свободного времени как ресурса, условия развития личности. Человек рассматривается нами не как некий эпицентр, вокруг которого и произвольно располагается прошлое, настоящее и будущее, а как субъект своей жизни и его организации, что предполагает регулирование, организацию свободного времени самим человеком.

Саморегулирование свободного времени следует рассматривать как свойство личности, как показатель ее зрелости, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации своего биографического времени.

На саморегулирование свободного времени влияет целая система факторов. Среди них: реальное поведение человека, осознание им смысла своей жизни, социальная активность личности, ее потребности и интересы, социальные ориентации, восприятие свободного времени как ценности, жизненные планы — цели, чувство ответственности, уровень общей культуры, состояние здоровья, адекватное определение (оценку) личностью своих возможностей и др.

Саморегулирование свободного времени может набирать оптимального или неоптимального характера. Это зависит от способностей человека непротиворечиво соединять все уровни регуляции разрешительной и более возвышенной деятельности. Если те или иные виды деятельности являются жизненно значимыми, регуляция свободного времени не требует тех волевых усилий, которые необходимы при низкой значимости деятельности.

Назревшей является проблема самоменеджмента свободного времени — разработки определенных приемов и методов (технологии) индивидуального освоения свободного времени, его организации. В системе самоменеджмента свободного времени определенное значение масс внедрения планирование использования человеком своего свободного времени. Планирование реального (хронологического) времени своих действий на будущее является стратегией активного преобразования свободного времени в условие своего развития, реализации своих жизненных целей.

Те или иные виды человеческой деятельности могут осуществляться с разной степенью интенсивности. На основе параметров активности личности, а также некоторых ее общих характеристик можно выделить четыре типа саморегуляции свободного времени:

3) творчески-преобразующий тип, когда человек пролонгировано осуществляет регуляцию своего свободного времени, связывая его с выполнением важных жизненных планов;

3) созерцательно-пролонгированный тип, когда человек пассивно относится к своему свободному времени, у нее отсутствует четкое его регулирования;

3) функционально-действенный тип, когда человек активно организует свое свободное время лишь в отдельные периоды своей жизнедеятельности или только в осуществлении отдельных видов деятельности;

3) стихийно-обыденный тип, когда человек находится в плену стихии времени, не может организовать последовательность разрешительной и более возвышенной деятельности, пассивная в регуляции своего свободного времени.

Перспективными направлениями дальнейших исследований проблем регулирования свободного времени является прогнозирование тенденций его использования на ближайшее будущее, разработка механизма общественного и индивидуального регулирования, альтернативных моделей рациональных бюджетов свободного времени для отдельных профессиональных, половозрастных и других демографических групп населения.