Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.9. Социология религии

 

Социология религии — одна из отраслей социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены. Ее возникновение и развитие связано прежде всего с именами Е. Дюркгейма и М. Вебера. От Дюркгейма идет традиция функционального изучения религии как "коллективного представления". Религия за Дюркгеймом, является основным средством интеграции и сплочения общества, установления связи между индивидом и социумом. Традиция, идущая от Н. Вебер трактует религию прежде всего как мотив социального действия, выявляет ее роль в процессе тех или иных социальных изменений. В частности, в труде "Протестантская этика и дух капитализма" (1904 г.) он выясняет роль протестантской "хозяйственной этики" в генезисе западноевропейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества и интересов различных социальных групп с религиозным сознанием.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов:

теоретический, который рассматривает религию как целостную подсистему и обнаруживает ее взаимодействие с другими социальными структурами, определяет ее социальную природу, место и роль в обществе, "социальные функции" и ее внутреннюю структуру;

эмпирический, на котором изучается религиозность социальных и демографических групп, отдельных личностей, нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, их организаций, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, процессы сакрализации и секуляризации и др.

В рамках теоретической социологии религии существует несколько течений, среди которых вплоть до 70-х годов XX века. царила функциональная школа (Т. А. Диа, Л. Шнайдер, Н. Йінгер и др.). В конце 60-х начале 70-х годов более заметные позиции в социологии религии стали занимать представители феноменологического направления (П. Бергер, Т. Лукман).

Во времена существования СССР эта отрасль социологии отечественными социологами почти не исследовалась, если не считать некоторые исследования научных атеистов по истории религии и эмпирические социологические исследования, которые должны подтвердить марксистско-ленинскую идею об объективной необходимости так называемой социальной атеизации советского народа. Лишь с начала 90-х годов украинские социологи усиливают внимание к проблемам социологии религии. Однако, религия является объектом исследования целого ряда общественных наук (социальной философии, истории, религиоведения, культурологии, эстетики, искусствоведения и т. д.). Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент общества в самых разных его социальных проявлениях и па различных уровнях, то есть как социальный институт.

Предметом социологического анализа, который осуществляет социология религии как отраслевая социологическая дисциплина, может быть как религия в целом, так и отдельные ее элементы: религиозные группы и организации, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная психология, общественное мнение о религии и церкви, церковно-общественные движения, конфессионально ориентированные политические партии, влияние религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни и т. д.

С социологической точки зрения под религией понимают систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что считает сверхъестественным и священным. Можно выделить пять основных элементов, которые помогают понять является религией система верований:

наличие группы верующих (социологов интересует религиозные группы и то, чем они отличаются от других групп общества, а не личностные чувства верующего);

интерес к явлениям, которые считаются священными и сверхъестественными;

вероисповедания или специфическая система верований и ритуалов, или образцы поведения относительно священных и сверхъестественных сил;

представление о "праведный" образ жизни (например, десять христианских заповедей);

ритуалы, или образцы поведения относительно священных и сверхъестественных сил.

Социологи религии выработали несколько способов классификации религий:

первый систематизирует религии по названиям, которые дали их представители (католики, православные, протестанты, иудаисты, синтоїсти, индуисты и т. д.);

второй способ (его называют системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий религии: примитивную, архаичную, историческую, ранньомодерну и модерна;

третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характер вероучения о спасении души - надо выбрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасение души в этом или другом мире.

Существенными компонентами религии как социального института являются религиозные организации, для которых характерна иерархичность социальных статусов, что занимают ее члены. Так, в православной церкви клир делится на ниже, не имеют сана ("церковнослужители"), и выше, что имеет сан ("священнослужители"), духовенство. Для высшего духовенства установлены три степени священства: диаконы, священники, архиереи.

К религиозным организациям относятся церковь, деноминации и секты. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. В Украине как основные функционируют следующие церкви: греко-католическая, римо-католическая, православная (с тремя ее ветвями: УПЦ Московского патриархата, УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ) церкви. Секта отвергает ценности, которые господствуют в обществе и, как правило, требует от своих верующих отказа от многих сторон общественной жизни, непримиримого отношения к іншодумців, соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех приказов секты и ритуалов. Деноминация — промежуточная форма между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но должен конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов. Возникла деноминация вследствие распространения идей религиозного плюрализма наиболее адекватных потребностям людей в современном сложно структурированном обществе. Если церковь требует безусловной преданности от своих сторонников, то современные деноминации реализуют скорее стремление различных вероучений завоевать как можно больше сторонников, независимо от "чистоты" их веры. В протестантских деноминаций, которые действуют в Украине, относятся: свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты седьмого дня, евангельские христиане и др.

В функционировании религии как социального института, важное значение имеют религиозное сознание, религиозная психология, ряд морально-этических правил, религиозная деятельность.

Религиозное сознание — это совокупность верований, которые устанавливают связь между человеком, окружающей природой и сверхъестественными силами, которые считаются священными. Например, христианство ставит человека над тварным миром, ибо только она создана "по образу и подобию Божьему". Будисти верят, что души людей могут достичь совершенства путем непрерывных перевоплощений, поэтому в буддистской системе мироздания жук не менее важен, чем человек.

Религиозная психология — своеобразная направленность психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) верующих людей, их чувств, ожиданий, надежд на сверхъестественные объекты — Бога, Духа и т. п.

Ряд морально-этических правил — это представление о праведный образ жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, шариат в исламе.

Религиозная деятельность — это реальное поведение верующих, в которой реализуется религиозное сознание (молитва, богослужение, празднование религиозных праздников, религиозная пропаганда и т. д.).

Религия выполняет ряд социальных функций:

регулятивную. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев с помощью сводных моральных норм, запретов и предписаний;

мировоззренческую. Религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

компенсаторську. Из. Фрейд (1856 — 1939 гг.) считал, что религия связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям;

;line-height: normal;text-autospace:none'>интегрирующая-заключается в способности религии объединить своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, интегрировать их в общность.

Специфика функционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, которые складываются в процессе религиозной деятельности людей в соответствии с их религиозным сознанием. Важнейшей характеристикой состояния религиозных отношений в обществе является религиозность: Социологи называют три фактора, характеризующих данный феномен:

религиозная вера, преданность религии, принятие ее вероучения;

религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и т. п);

принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Некоторые социологи к этим факторам добавляют еще религиозный опыт, уровень религиозной информированности (знание индивидом основных положений вероучения), степень влияния религии на поведение личности и групп.

Под уровнем религиозности принято понимать процентное отношение респондентов, которым присущи признаки религиозности, ко всей совокупности опрошенных. Понятие "степень религиозности" отражает интенсивность проявления основных признаков религиозности (прочная или слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное или эпизодическое посещение богослужений и т. п.). Возможны случаи, когда исследование зарегистрируют одинаковый уровень религиозности на разных объектах, но разную степень ее проявления, то есть глубины религиозного сознания и религиозных переживаний верующих, интенсивности соблюдения ими религиозных приписувань.

В понятии "характер религиозности" на первый план выходит качественная характеристика явления, в нем интегрируется информация об уровне и степени религиозности, но к ней добавляются такие качественные характеристики, как конфессиональная определенность, особенности, обусловленные своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом.

Наиболее общей характеристикой религиозности изучаемого объекта (социальной группы до общества в целом), в которой в качестве переменных задействованы все три названные характеристики являются понятием "состояние религиозности". Оно синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного периода времени, что фиксируется на момент исследования. Для характеристики религиозности важно учесть процессы, происходящие в массовом религиозном сознании и религиозной психологии, конфессиональная структура населения, направленность, характер и интенсивность деятельности религиозных организаций, объединений верующих, их влияние на окружающую социальную среду.

В социологической литературе очень часто понятие "состояние религиозности" и "религиозная ситуация" употребляются как синонимы. Однако между ними есть и некоторые оттенки. Понятие "религиозная ситуация" фиксирует явление более конкретное, более локализованное во времени и пространстве, в его содержании несколько больше значения масс характеристика деятельности религиозных организаций и верующих.

Во времена коммунистического тоталитаризма религия в Украине, как известно, находилась в ситуации выживания, а нередко гонения и запреты (как, например, в отношении греко-католиков). Искусственный процесс секуляризации вел к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния на людей, на ослабление связей с массами.

За годы независимости религиозная ситуация в нашей стране коренным образом изменилась. Происходила нормализация государственно-церковных отношений, устранены деформации недалекого прошлого в решении религиозного вопроса, принято ряд законодательных актов, по которым религиозные организации получили право юридического лица, право владения собственностью, полную свободу пропаганды своих вероучений. Государство вернуло церкви значительную часть изъятых у нее храмов, монастырей, церковной утвари. Статья 35 Конституции Украины провозглашает право каждого гражданина на свободу мировоззрения и вероисповедания.., свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, напрямую отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность".

Современная религиозная ситуация в Украине характеризуется следующим образом:

все без исключения религиозные конфессии восстанавливают и широко используют права на действительное и истинное следование свободе совести;

вырос общественный престиж религии и церкви, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих вызван скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения;

активно возрождаются народные обычаи, традиции религиозных праздников и ритуалов;

небывалый размах получило издание религиозной литературы, освещение в средствах массовой информации деятельности различных конфессий;

массовый интерес к религиозной сознания сопровождается широким распространением нетрадиционных религий и форм верований, мистике, оккультизму, всякого рода суеверия;

тенденция к достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и віровченнями, их стремление к экуменизму нередко сопровождается межрелигиозными конфликтами, вызванные партикуляризмом. Имеет место также внутріцерковний конфликт.

Важными направлениями исследований социологии религии является:

выявление в современной религиозной ситуации новых явлений ("новой религиозности", "квазірелігійної сознания", деатеїзації, сакрализации и тому подобное);

изучение влияния конфессиональной принадлежности верующих на их ценностные ориентации и социальное поведение;

определение взаимосвязи религиозности населения, ее эволюции с социальными условиями и процессами, происходящими в обществе;

изучение путем организации конкретных эмпирических замеров общественного мнения по вопросам религии и атеизма, поликонфессиональности в Украине.

Ряд социологических теорий религии и в прошлом (А. Конт, К. Маркс, М. Вебер) и ныне (Н. Смел Зер, П. Бергер, Т. Лукман и др.) при анализе феномена секуляризации предельно драматизируют постановку вопроса о будущем религии, связывая его с видением истории как неуклонного движения по пути от "сакрального к светскому", "потери сакрального". Н. Смел зер, например, отмечает, что "в современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии". Но, идя за Е. Дюркгеймом, можно, пожалуй, утверждать, что религия — это присущий человеку способ восприятия общества, в ней содержится нечто вечное, нечто такое, что лежит в основе скороминаючих символов. Человек встречает трансцендентное и поклоняется ему. Религиозный опыт служит ей источником той энергии, которая расширяет границы его личного опыта и порождает в ней силы любви, самопожертвования и самоотверженности.

Отвечая на вопрос: "Какой вы видите роль религии в обществе будущего?", известный мыслитель академик Николай Амосов дал, на наш взгляд, достаточно дельный ответ: (см.: "День", 31 декабря 1998 г.):

"Сегодня замкнуть на религию будущее какой-либо страны или всего человечества очень трудно. Технический прогресс и рост уровня образования е мощными факторами, которые разрушают религию. Не случайно религиозный фундаментализм охватывает страны с довольно низким уровнем развития экономики и образования. И хотя православная или, скажем, католическая держава выглядела бы весьма прилично, но она просто нереальная. Однако точка соприкосновения будущего и религии. У человека есть биологическая потребность верить. Бог, зафиксированный в идеях, книгах, так же реален, как гены в нашем геноме. И обществу, которое стремится зрелости, не стоит отказываться от религии, а тем более бороться с ней. Ведь главные мировые религии проповедуют нравственные, поведенческие ценности высокого качества. Регулирующая функция этих ценностей особенно необходима незрелом капиталистическому обществу. Вот поэтому нам так трудно теперь: ответственность перед обществом и коллективом разрушена, а ответственность перед Богом еще не возникла, потому что веры настоящей нет. В этих условиях пропаганда безоговорочного приоритета личности над обществом и государством очень опасна. Я понимаю, что это реакция на гипертрофированный коллективизм прошлого. И при отсутствии устойчивой системы нравственных ценностей, основанных на Заповедях, безудержное стремление к верховенству личности может привести к построению дикого общества индивидуалов, конкурирующих в достижении примитивных целей власти и богатства".

Вопрос о будущем религии — это и вопрос о ее новые проявления, о ее новые лица (вспомним новое религиозное сознание) в будущем обществе, о ее вкладе в поиске ответа на вопрос, что значит быть человеком.

Конфессиональная карта Львовщины

На начало 1999 г. в львовской области действовало 38 религиозных конфессий, направлений и движений, которые объединены в 2567 общинах. Наиболее представительной в области и дальше с Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), верующие которой имеют 1424 общины. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) представлена 359 общинами, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) насчитывает 352 общины, а Украинская православная церковь (УПЦ) - 59. Таким образом, разобщенное православия на Львовщине всего масс 770 общин.

Весьма солидные позиции в области занимает Римско-католическая церковь (РКЦ) в Украине, которая насчитывает 118 общин. Церковь христиан веры евангельской (ХВЕ) имеет 63 общины, Львовское областное объединение евангельских христиан — баптистов (ЕХБ) — 56, а западная конференция адвентистов седьмого дня (АСД) в области имеет 16 общин. Религиозная организация Свидетелей Иеговы насчитывает 87 сборов.

Далее идут немногочисленные по количеству общин религиозные конфессии и направления, а именно: 3 общины имеет церковь Полного Евангелия "Источник жизни", по 2 — "Благодать" (независимые ХВЕ), церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) и іудсі и, наконец, по одной — Армянская апостольская церковь (ААЦ), Армянская католическая церковь (АКЦ), Братство милосердия "Добрый самарянин", Всемирная апостольская церковь, ХВЕ в духе апостолов", "Явление Христа" ХВЕ, Братство "Новая жизнь", Гефсимания, Христово общения, Большей благодати, Епифания, Свободные исследователи Священного Писания, Братская лютеранская церковь в Украине, Новоапостольская церковь. Новая церковь, мусульмане, буддисты, Международное общество Сознания Кришны (МТСК), миссия "Чайтані" и Рунвера.

Таким образом, если сравнивать цифровані данные течение 1992 — 1998 годов, то за этот период имеем значительный количественный прирост религиозных конфессий, направлений и движений. Ведь по состоянию на 1 января 1992 года в области насчитывалось лишь 9 религиозных конфессий.