Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.10. Социология общественного мнения

 

Социология общественного мнения - отраслевая социологическая наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, слоев, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности, которые вызывают общественный интерес.

Термин "общественное мнение" возник в Англии во второй половине XII в., с конца XVIII века. стал общепринятым. Под общественным мнением понимается совокупность мнений людей относительно вопросов, имеющих общественный интерес. Общественная мысль всегда связана с ценностными отношениями, поэтому в очень разных случаях она может рассматриваться через единого субъекта - носителя. Специалисты замечают, что то, что мы называем общественным мнением, понимая под этим целостного субъекта и теоретически и практически не соответствует действительности, поскольку в обществе никогда не было, нет и не может быть единого интереса как и единой оценки и ценностей. Следовательно, и субъект — общество не может иметь единой общественной мысли, поскольку оно выступает лишь в абстракции, тогда как в реальной жизни оно является дифференцированной совокупностью системообразующих элементов, каждый из которых отличается собственными интересами, потребностями, ценностями, оценками и т. д. Поэтому и общественное мнение "среднеарифметическим" отражением оценок, суждений и представлений различных элементов социальной структуры.

При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия "субъект" и "выразитель общественного мнения". В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей. Что же касается субъекта общественного мнения, то в данном качестве выступает общество в целом, народ, партия, международная общественность и т. п. Итак, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь та, что соответствует критериям — социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители — социальные группы, слои, классы, народ. Мнение можно классифицировать: индивидуальная, групповая или Общее; мнение общественности, или общественное.

Выдающийся немецкий философ Г. Ф. Гегель выделил целый ряд структурных элементов общественного мнения:

условия существования общественного мнения;

объект (содержание) общественного мнения;

носитель общественного мнения;

характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения;

соотношение "всеобщего" и "особенного" мнения, сочетание и "противоположность" в "явлении" элементов истины и лжи.

Разнородность в общественном мнении, ее многоцветность, пластичность и изменчивость обусловливают социальные потребности в постоянном и оперативном ее измерении.

Известный российский социолог Б. Грушин считает, что исследование объекта общественного мнения надо вести с таких позиций:

анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем действительности;

выделение некоторых критериев, прежде всего формальных в силу которых тс или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом общественного мнения.

Первые попытки прикладного изучения общественного мнения возникают в США в XIX ст. в связи с потребностями в получении информации по проблемам рынка и политических вопросов, связанных с выборами, конкуренцией партий и т. д. Начали их владельцы журналов и газет по личной инициативе. В 1824 г. журналисты газет "Херрісберг Пенсільвенієм" и "Ролей старт" в штатах Делавэр и Северная Каролина независимо друг от друга провели опрос граждан и политических деятелей относительно кандидата, который победит в данном регионе из четырех претендентов на кресло президента США. В 1851 г. в штате Миссисипи было проведено обследование общественного мнения в 17 округах и опрошено 800 человек. На этом основании сделан прогноз исхода выборов, которые показали, что в 15 округах он оказался правильным. Следовательно, еще тогда зарождается так называемая псефологія — наука, занимающаяся прогнозированием голосование людей на выборах.

Массовое изучение общественного мнения в США и других странах разворачивается в XX веке. после выхода в свет работы немецкого социолога Ф. Тьонніса "Критика общественного мнения" (1922 г.). Всемирно известной стала, например, деятельность в этом плане журнала "Литерари дайджест" (США), который рассылал миллион бюллетеней своим подписчикам и правильно предсказывал результаты выборов в 1924, 1928 и 1932. В 30-х гг. с открытием Института Д. Гэллапа в изучении общественного мнения усиливаются профессионализм, вводится в практику научно обоснованная выборка, более тщательно разрабатываются анкеты, создаются специальные социологические центры, которые занимаются сбором информации по проблемам рынка, рекламы, потребления и тому подобное. В 60-х гг. в США создается Институт С. Харриса, который проводит целый ряд не только общенациональных, но и серию международных опросов.

Относительно изучения отечественной общественной мысли, то до 60-х гг. оно почти не проводилось, хотя в рамках советской социальной науки в 20-х гг. был проведен ряд опросов общественного мнения по проблемам быта, использование внерабочей времени, читательской деятельности и т. п. Например, в работе. Кузьмичева "Организация общественного мнения" (1929 г.) были поставлены проблемы диалектической связи и взаимовлияния общественного, группового и индивидуального мнений, перехода количественных изменений в становлении общественного мнения в качественные, стрибкоподібності в ее развитии, сознательного воздействия на его формирование, борьбы с незрелой, ложным мнением.

В работах 60-х гг. общественная мысль характеризовалась как:

одно из состояний сознания общества (А. Уледов);

массовое сознание (Бы. Грушин).

Эти два подхода, получивших широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе, продолжают оставаться предметом дискуссий и обсуждений. Это связано с тем, что общественное мнение имеет сложную природу, связанную с различными состояниями и духовными принципами, содержит целую гамму рациональных, эмоциональных, волевых элементов и одновременно является оцінювальним и ценностным суждением.

В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации ее роли в системе социальных отношений и рассмотрения всего контекста "сознание — социальная среда". (В. Осовский, М. Чурилов, Есть. Хмсльно, А. Якуба, Есть. Головаха, Н. Панина). Этот подход отражает духовно-практический характер общественного мнения, как сознания, переходящей в действие, реальную активность, норму поведения и играет роль регулятора.

Украинскими учеными сформулированы некоторые концептуальные положения относительно особенностей развития общественного мнения в условиях переходного периода и формирования гражданского общества, его уровней, типов, функций, методики и техники изучения. Можно говорить о трех основные этапы развития общественного мнения: возникновение, формирование и функционирование.

На первом этапе знания о новом явлении ситуации співставляться с собственным интересом и интересами других членов общества (то есть происходит идентификация себя с социальной общностью).

На этапе формирования в процессе общения, столкновения разных мнений возникают единые общие суждения, позиции.

На третьем этапе общественное мнение ориентирует, регулирует, диктует определенное поведение, действие и взаимодействие.

На развитие общественной мысли влияют самые разнообразные факторы:

уровень развития демократии;

уровень институционализации общественного мнения;

состояние социально-экономических отношений в стране;

моральная атмосфера в обществе;

наличие реальных свобод, прав личности, свобода слова, печати, митингов, забастовки и т. д.

Как багатосуб'єктивне явление общественное мнение характеризуется плюрализмом. Поэтому для социологии важным заданием и направлением является изучение и анализ мнений различных социальных групп, классов, слоев, категорий населения, определения ее видов, уровней, показателей зрелости, функций.

Мнения могут быть господствующими и оппозиционными, публичными и анонимными, официальным и неофициальным, истинными и ложными, четкими и размытыми, иметь повседневный и научный характер. Бытуют также новаторские и консервативные мысли, прогрессивные и реакционные, зрелые и незрелые и др., порожденные противоречивостью интересов социальных групп.

Основными характеристиками общественного мнения являются: стабильность, значимость, интенсивность, распространенность, результативность, компетентность, социальная направленность и др.

Относительно основных функций общественного мнения, то среди них следующие: оценочная, ориентирующая, воспитательная, регулятивная, социального контроля, регламентации, защитная и директивная. Все эти функции тесно связаны между собой и являются моментами главной функции регулирования.

Интенсивное изучение общественного мнения в Украине началось в 90-е гг., что было обусловлено созданием и укреплением правовых основ выражения общественного мнения, конституционными гарантиями прав и свобод граждан. Значительно расширилось поле и направления исследований общественного мнения, исчезли темы, которые ранее были закрыты для изучения общественного мнения.^Активно изучают общественное мнение, Институт социологии НАН Украины, Центр "Социальный мониторинг" и Украинского института социальных исследований "СОЦИС — Геллан", Фонд "Демократические инициативы", социологические лаборатории ведущих университетов страны (Киевского университета, Харьковского, Одесского, Волынского, Черновицкого, Львовского и др.).

Главными тематическими направлениями исследований украинских социологов в этой области социологии э теоретическое и прикладное изучение общественного мнения в связи с: деятельностью средств массовой информации, переходом к рыночной экономике, деятельностью основных ветвей власти, политических партий, введением новой избирательной системы, а также по проблемам преступности, экологической безопасности, отношений с Россией, приватизации земли, электорального поведения граждан.

Основными каналами изучения общественного мнения с: референдумы, письма избирателей к народным депутатам, изучение вопросов, которые поступают во время прямой телефонной линии представителей власти, политических и экономических обозревателей, форумов, совещаний, средства массовой информации, прикладные, конкретно-социологические исследования.

Анализ общественного мнения масс не только важное практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Социология, юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответ на вопрос: "Что по тому или иному поводу думает народ, украинская нация?" и т. п. Правильный ответ на подобные вопросы помогают увязывать научную работу с жизнью, теорию с практикой, гарантирует от ошибок в обобщениях, оценках.

Активное изучение, формирование и использование на практике общественного мнения является неотъемлемым атрибутом гражданского общества. Без умелого улавливания, глубокого анализа общественного мнения невозможна никакая мало-мальская серьезная политика.