Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Раздел 6


СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

6.11. Социология книги и социология чтения

 

Социология книги и социология чтения — это родственные социологические дисциплины, которые отделились в процессе дифференциации социологического знания по социологии культуры. Они тесно взаимодействуют, друг друга взаємозбагачують.

Социология книги — это отрасль социологии культуры, изучающая книгу как проявление человеческой деятельности, как социокультурный феномен, закономерности функционирования социальных связей в системе «книга — общество», а также место и роль книги в культурном пространстве, духовной жизни общества, ее социальные функции.

Хотя попытки исследовать книгу и законы ее бытия были сделаны еще в XVI ст., как отдельная отрасль социология книги начинает формироваться в начале XX века. Бельгийский библиограф и книговед П. Отле, основатель и первый директор Международного библиографического института в Брюсселе (1908 г.), первым ввел в науку этот термин. Весомым является вклад в разработку проблем социологии книги таких зарубежных ученых, как Л. Живні, Г. Хогарт, Г. Баркер, Г. Ескарпі, Дж. Владжич, М. Алеп, Е. Кинг, К. Мигонь, Ф. Функе, Я. Анкудович, Л. Шюккінг, М. Ковач, Я. Дртіна и др. Немецкий ученый Л. Шюккінг в книге «Социология литературного вкуса» (Мюнхен, 1923), рассматривает вопросы социологического анализа процесса создания и жизни научной, учебной, популярной, детской и других разновидностей книги. Польский социолог Я. Мушковскі определяет социологию книги как науку, которая исследует группы людей, общим критерием выделения которых является их отношение к книге.

На фоне зарубежных заметными, есть социологические исследования книги украинских и российских ученых. Социологические студии книги в 20-х гг. XX ст. в Украине опирались на традицию исследований, заложенную еще в 60-х гг. XIX в.. когда в 1866 г. было проведено первое социологическое изучение обращения книги в Киевской публичной библиотеке. Особенно плодотворно эта традиция воплощалась в деятельности Украинского научно-исследовательского института книговедения, функционировавшего с 1926 г. в г. Харькове. Украинские социологи Д. Балыка, М. Куфаєв, К. Довгань, например, изучали социальные функции книги, особенности ее восприятия представителями разных социальных групп и слоев. В центре внимания других исследователей книги были вопросы:

взаимосвязи книги и человека, книги и общества в целом (А. Кірнічніков);

эволюции книги в качественно-количественном отношении (Н. Лисовский);

комплексного подхода к изучению книги как социального явления (X. Кристина) и др.;

генетики, статики и динамики книги (А. Ловнгін).

Ценным вкладом в социологию книги является научное наследие известного российского книговеда Н. А. Рубакіна, который основал и был директором Международного института бібліопсихології в Лозанне. В его трудах книга и читатель образуют своеобразную социально-психологическую ось, вокруг которой концентрируется книжное дело, книжные процессы, книжная политика, книжные исследования. Если в его труде «Среди книг» социология книги только заявлена, то в бібліопсихологічній теории автор достаточно глубоко проникает в социальную сущность книги, влияния книг. При этом им изучается взаимодействие с книгой на трех уровнях: личности, коллектива и массы («Этюды о русской читательскую публику», «Психология читателя и книги»).

Новая волна заинтересованности социологическим студиями книги начинается в Украине в 60-е гг Этому, помимо прочих факторов, способствовало, в частности, издание в 60 — 70-х гг. трудов западных социологов книги Дж. Ширы, Г. Баркера, Г. Ескарпі и других в русском переводе. В это время проводятся многочисленные исследования книги в различных регионах и областях Украины по следующей тематической направленности:

книга и чтение в жизни небольших городов;

книга и чтение в жизни советского села;

книга и чтение в зеркале социологии;

динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках;

социология и психология чтения;

книга в системе средств массовой коммуникации и проч.

С 90-х гг. вся координация и организация социологического изучения книги в Украине сосредотачивается в таких основных институтах, как Украинская академия книгопечатания (. Львов), Национально-парламентская библиотека, Институт украинской книги Национальной библиотеки Украины имени. Вернадского, Институт украиноведения, Украинская книжная палата, Украинское общество книголюбов. Различные аспекты социологии книги исследуются в трудах таких современных ученых, как А. Семашко,. Никоненко, П. Голобуцкий, Же. Ковба, 3. Савина, Л. Петрова, Г. Садовая, Е. Жлудько, Г. Глотова, В. Савчук, А. Антоник, H. Чепелева и др. Защищаются кандидатские и докторские диссертации по социологической проблематике, проводятся научные конференции и симпозиумы, издаются научные сборники и монографии, ежемесячный журнал «Социологические исследования в библиотеках» и тому подобное.

Итак, можно с уверенностью констатировать, что в Украине происходит институционализация социологии книги как отрасли социологического знания. Объектом этой отрасли является сама книга, среда, в которой она функционирует, и система связей книги с элементами социальной структуры, с которыми она взаимодействует. Предметное круг социологии книги включает в себя следующие вопросы:

раскрытие сущности понятия «книга», «журнал», «газета», «динамика книги», «функции книги», «социальный статус книги»;

анализ динамики книги и факторов, обуславливающих ее динамику;

изучение особенностей и качественно-количественных характеристик книги;

выявление закономерностей ее функционирования в пространстве (то есть в взаємочинності друг с другом) и во времени (то есть в их последовательном развитии);

исследование механизма проявления этих закономерностей в определенном обществе;

выявление проблем, связанных с функционированием книги, и поиск путей их решения.

При изучении книги социологи используют различные подходы. Среди них, в частности, социологический (книга изучается через призму ее взаимодействия с обществом), культурологический (книга изучается как явление культуры, феномен цивилизации), структурно-функциональный (анализируется содержание, форма, динамика книги и факторов, на нее влияющих) и другие. Среди методов изучения книги широко используются: социологические (анкетный опрос, наблюдение, эксперимент); анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие.

Социологи изучают книгу на макро-, мезо-, микроуровнях. На макроуровне их интересуют закономерности функционирования книги на уровне общества. На мезорінні они изучают динамику этих связей на уровне социальных групп, социальных институтов, организаций. На микроуровне анализируются взаимовлияния и взаимоотношения между книгой и читателями в процессе чтения; исследуется читательская культура, читательская активность, читательское поведение.

Одним из основных понятий в этой отрасли социологии является «книга». Книга не является явлением природы, она является творением общества. Следовательно, она является социальным явлением, поэтому не может существовать вне общества. Книга является средством формирования духовного мира личности, средством передачи интеллектуального и эмоционального опыта от поколения к поколению, а значит — является культурным явлением. Социальная роль книги определяется местом, которое она занимает в обществе, в структуре свободного времени и в системе средств массовой коммуникации. Появление новых средств массовой коммуникации, таких как радио, кино, телевидения, видео, компьютеров не привело к «отмиранию» книги, а лишь взяли на себя часть ее функций. Функции, которые выполняет книга, можно рассматривать в различных аспектах, обобщены и подробно, в исторической перспективе и в современных условиях, в связи с различными сферами деятельности человека и общества. Среди основных функций книги можно назвать: коммуникативную, информативную, интегративную, ценностно-ориентирующую, обучающую, воспитательную, учебную, гедоністичну, модулирующую, кумулятивную, историческую, утилитарную и много других. Все функции книги взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Книга и сегодня остается самым эффективным средством человека в его общении с прошлым, современным и будущим. Возможно, под влиянием INTERNET будет меняться форма, материал, способ изготовления, но книга не исчезнет.

Под динамикой книги надо понимать функционирование книги в обществе, то есть все взаимосвязи, взаимоотношения и факторы внешней среды, которые обуславливают ее динамику. Анализируя динамику книги, можно выделить следующие взаимосвязи ее с окружением:

книга и человек (читатель, автор, редактор книги, художник-оформитель книги, печатник, издатель, книготорговец и т. п.);

книга и группа людей;

книга и различные социальные институты и организации (например, книга и образование, книга и наука, книга и семья, книга и культура и т. п.);

книга и общественные произведения, то есть продукты материального и духовного труда человека (речь, письмо, мода, технология, техника, в т. ч. средства массовой коммуникации);

книга и факторы природного окружения.

Каждый такой взаимосвязи имеет свою направленность, характер, форму. Вступая в такое взаимодействие, книга подвергается воздействию определенных факторов, что накладывает свой «отпечаток» не только на нее (меняется ее форма, материал, инструмент, способ изготовления и оформления и т. п.), но и на ее динамику (меняя ее качественно-количественные характеристики). Характер влияния факторов на книгу и ее динамику изменяется в пропорциональной зависимости от количественно-качественных характеристик самого фактора и его влияния.

Книга сама по себе, какого бы содержания и оформления она не была, не может выполнить свою главную функцию до тех пор, пока она не будет потреблена, прочитанной человеком. Она приобретает своего социокультурного бытия лишь в процессе ее чтения, ознакомление рецензента с ее текстовым содержанием. Процесс взаимодействия между книгой и читателем, потребление печатных материалов и других аспектов читательской деятельности, является одной из основных проблем социологии чтения.

Социология чтения — социологическая теория, одна из отраслей социологии, тесно связанная с другими ее составляющими: социологией культуры, социологией средств массовой коммуникации, социологией книги, социологией науки, социологией образования, социологией воспитания и т. п.

Объектом социологии чтения выступает читатель, текст в любой его форме (книга, журнал, газета, дискета) и связи между ними, а предметом ее является все то, что находится в пределах данного объекта. Среди основных вопросов, над которыми работают исследователи, можно назвать следующие:

разработка основных базовых понятий социологии чтения как науки (например, «чтение», «читатель», «динамика чтения», «социология чтения», «объект социологии чтения», «предмет социологии чтения» и др.);

исследование отдельного читателя, его читательской культуры, ее компонентов, читательского поведения, читательской активности, социально-демографических характеристик групп читателей (больших или малых);

исследование социальных связей: а) макро-, мезо-, микроуровнях; б) индивидуальном и групповом уровнях; в) уровнях воздействия личностных факторов и факторов внешней среды.

Исходя из сказанного выше, можно дать такое определение социологии чтения: социология чтения — это наука, которая изучает чтение как форма опосредованной коммуникации в обществе, особенности, закономерности динамики чтения и механизм проявления этих закономерностей в конкретных условиях. Она ставит перед собой задачу интеграции достижений различных научных отраслей (книговедения, культурологии, истории, праксеологии и др.) и носит междисциплинарный характер.

Специалисты этой отрасли социологии основное внимание уделяют не изучению процесса чтения и закономерностям его динамики, обусловленной факторами разных уровней, а исследованию читателя (его качественно-количественным характеристикам) и текста.

Весомый вклад в институционализацию этой отрасли социологии внесли такие ученые, как С. Холл, К. Гломбьовскі, И. Коблиц, Бы. Вар'яш, Т. Боров, М. Васильева, П. Бурдье, С. Лібрович, А. Бахтиаров, А. Кирпичников, А. Ловягин, И. Банк, В. Люблинский, С. Трубников, Л. Беляева, В. Немировский, Л. Доблаєв, Т. Дрідзе, И. Кон, X. Алчевска, Л. Биківський, К. Довгань,. Бабич,. Стельмах, А. Чубарьян, А. Семашко, Г. Воронцов, А. Примаківський, А. Венский, Т. Сивоконь, А. Бєловіцька, и много других. Значительную работу в области социологических исследований чтения проведен кафедрой книговедения Украинской академии книгопечатания, Украинской книжной палатой, центральными библиотеками Украины.

Теоретическое наследие социологии чтения богата и требует основательного изучения, дополнения новыми данными, что позволит ей четко определить границы своей науки и занять ведущее место в системе социальных наук. К сожалению, большинство современных исследований носят эпизодический характер, исследуются лишь отдельные аспекты этой проблемы, отсутствуют работы, которые бы исследовали чтения со всех сторон и во всей целостности. Социологические исследования чтения в Украине вызваны: во-первых, социальной природой чтение и той спецификой, которой наполняется социальная роль чтения в современных условиях; во-вторых — недостаточной разработанностью данной проблемы. Изучая процесс чтения, социологи используют такие следующие социологические методы, как: анкетирование, контентаналіз, наблюдение, сравнение, абстрагирование, методы отбора, фиксации, проверки социальных фактов и систематизации, анализа исходных данных, общие и специальные (моделирования, индукции и дедукции, анализ и синтез, типологизация, статистически-математические и др.). Среди подходов можно назвать: системный, проблемный, генетический, структурно-функциональный, деятельностный, номотетичний, психологический, демографический, социальный, культурный и проч.

Социология чтения оперирует рядом понятий, основными среди которых являются: чтение, социальный статус чтения динамика чтения, читатель., вид чтения, читательская культура, читательская деятельность, читательское поведение, читательский интерес, читательские потребности, мотивы чтения и др.

Социология определяет чтение как достаточно сложное, многогранное явление, что и позволяет рассматривать его всесторонне. Многие исследователи определяют чтение как культурное явление (П. Бурдье) или как явление социальное (А. Чубар'ин). Итак, чтение воспринимается как явление социокультурное. Другие исследователи (Н. Рубакин, Г. Хоггарт, Н. Ченелєва) рассматривают чтение как специфическую форму человеческой деятельности. Кое-кто исследует чтение как коммуникационный акт (А. Чубарьян, Н. Каган, П. Сорокин, Р. Баркер, Г. Ескарпі, Я. Анкудович, А. Бєловіцька). Одновременно Г. Ескарпі, Г. Баркер, А. Чубарьян, Дж. Владжич и другие трактуют чтение как потребность. Известно, что в общественной жизни действует обще-социологический закон возрастания потребностей, который подтверждается и в нашем случае. Так, удовлетворение потребности в появлении устной речи способствовало появлению потребности в ее занотуванні, то есть в писании. Удовлетворение этой потребности ведет к появлению потребности в ее декодировании, то есть чтении. Дж. Владжич, М. Аллей, Е. Кинг и другие, определяют чтение как привычку, указывая при этом на взаимозависимость привычки читать и потребности в чтении. Ведь, возникнув как потребность в расшифровке текстов, чтение со временем «перерастает в привычку. А закрепление этой привычки приводит к росту той же потребности. Г. Баркер, Г. Ескарпі, М. Рубакин, А. Чубарьян, Я. Анкудович, П. Бурдье и др. детерминируют чтение как способ: а) функционирование текста, б) декодирование информации, в) передачи интеллектуального и эмоционального опыта. М. Шаповал считает чтение одним из составляющих языка. Как видим — все верные дефиниции. Каждая из них освещает только определенную грань этого сложного явления, взаємодоповнюючи друг друга.

«Социальный статус чтения» — это место, которое занимает оно в жизни общества или в структуре свободного времени личности.

Под «динамикой чтения» понимаем функционирование социальных связей в системе «читатель — текст».

Специфика чтения в условиях его функционирования находит свое конкретное выражение в функциях, которые оно выполняет. Под «функциями чтения» понимаем определенные социальные роли, которые определяют его назначение в обществе. Среди функций можем выделить следующие: функцию передачи интеллектуального и эмоционального опыта, идеологическую, функцию социальной ориентации, информационную, коммуникативную, кумулятивную, интегративную, историческую, утилитарную, гедоністичну, регулятивную и много др. Все они взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.

«Вид чтения» — определенное разделение способов чтения по тому или иному признаку. Основными критериями деления выступают: личностные признаки, такие, например, как возраст, профессия, особенности текста, особенности читательского поведения, степень активности.

«Социальный статус социологии чтения» — место, которое занимает эта отрасль социологии в системе общественно-гуманитарных наук.

«Читательская культура» качественный показатель читательского поведения. ее составляющими являются культура мышления, восприятия читателя и читательской культуры поведения.

«Уровень читательской культуры» определяется развитостью его компонентов.

«Культура чтения» качественный показатель читательского поведения в процессе самого чтения.

«Читательское поведение» — поведение человека, связанная с поиском, выбором, чтением, восприятием, использованием текста.

Основными задачами и одновременно направлениями исследований отечественной социологии чтения в условиях социокультурной трансформации, что происходит в нашем обществе, являются:

выяснение причин спада читательской активности людей, особенно в молодежной среде:

выяснение состояния удовлетворения читательских потребностей в условиях коммерциализации книжного дела;

анализ влияния телевидения, системы INTERNET и других средств массовой коммуникации на читательское поведение личности;

изучение влияния чтения на духовное развитие личности;

прогнозирования читательского поведения до 2010 г. с мстою выработки государственной программы книгопечатания;

выяснение особенностей изменений качественных характеристик личности современного читателя, его типологизация.