Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 7.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ВИДЫ

7.4. Социальный мониторинг

 

Новой и перспективной формой организации социальной информации-социальный мониторинг. Под последним понимают целостную систему, которая позволяет фиксировать, сохранять и осуществлять первичный анализ полученных данных о динамике социальных процессов, происходящих в конкретном пункте, регионе, стране в целом. Сбор данных в форме мониторинга предусматривает наличие теоретической базы и технических средств его осуществления.

Теоретической базой мониторинга служит программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации, технической - разветвленная сеть каналов связи, которая охватывает все объекты наблюдения, крупный главный вычислительный центр и более мелкие (областные, районные, городские) вычислительные центры.

Как правило, в системе мониторинга выделяют две подсистемы: социологический и статистический мониторинг. Социологический мониторинг представляет собой целостную систему определения изменений в обществе на основе анализа массовых представлений о них. Для этого проводятся ежемесячные и ежеквартальные экспресс — опросы по наиболее актуальным проблемам. Статистический мониторинг - это система получения количественных характеристик — статистических показателей и коэффициентов о различные сферы общественной жизни. Речь здесь идет о сборе набора показателей социальной, моральной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в экономической, социальной, политической и других сферах.

Специалисты выделяют такие основные черты социального мониторинга:

охват наиболее значительных социальных явлений в обществе;

наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических);

наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользователя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;

передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение;

проведение мониторинга из единого организационного центра;

организация доступа потребителей к имеющейся информации.

Основными правилами проведения социального мониторинга являются:

проведение социологических опросов и статистического наблюдения на одних и тех же территориях или административных единицах;

согласованность сроков сбора социологических и статистических данных;

однообразие восходящих форм для получения данных;

отработка критериев корреляции социологических и статистических данных;

наличие, сохранение и пополнение единого банка социальной информации.

Очень важное значение в системе мониторинга имеет также программное обеспечение потребителя, которое включает в себя такие функции:

предоставление исходной информации;

осуществление быстрого поиска и отбора информации в соответствии с целями пользователя;

предоставление возможности выбора методов обработки отобранной информации и форм предоставления конкретных результатов обработки.

Отметим, что в Украине с 1996 года. центром "Социальный мониторинг" при Украинском институте социальных исследований издается ежемесячный информационный бюллетень, в котором публикуются данные мониторинга общественного мнения населения страны.

Мониторинг общественного мнения касается социально-политических ориентаций населения, его отношение к различным общественно-политических институтов, уровня жизни и социального самочувствия граждан, их мнения относительно различных социальных проблем и отдельных событий общественной жизни, электорального поведения, уровня социальной напряженности и измерения конфликтного потенциала населения Украины и тому подобное. Материалы информационного бюллетеня готовятся по итогам ежемесячного массового репрезентативного опроса населения Украины, которое проводится в двенадцати регионах, или во всех областях, м. Киеве и АР Крым. Общее количество опрошенных составляет от 1800 до 3000 респондентов. Информация подается в виде графиков и таблиц, которые сопровождаются комментарием на основе анализа различий по полу, возрастным группам, уровню образования и региональным распределением населения. Некоторые из изданий были посвящены проблемам, например, детства, женщин, молодежи. Материалы, подает информационный бюллетень, широко используются работниками государственных структур, общественных организаций, политическими лидерами, учеными — суспільствознавцями, журналистами и корреспондентами СМИ. широким в целом.