Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 8.

 

ПРОГРАММА И РАБОЧИЙ ПЛАН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБОРКА

 

8.1. Программа социологического исследования

 

В практике социологических исследований придается особо важное внимание составлению программы исследований. Именно с нее, а не с составления вопросника (анкеты) начинается подготовка социологического исследования. Под программой социологического исследования понимают документ, который содержит методологические и процедурные предпосылки научного поиска. В ней излагаются основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки социологической информации. Разработка программы — обязательное условие социологического исследования.

В программе социологического исследования реализуется связь между:

социологическими методами;

обще-социологической теорией и социальными фактами, которые изучаются;

субъектом и объектом социологического познания;

структурными элементами, составляющих программу;

исследовательскими группами и отдельными исполнителями, которые взаимодействуют в процессе изучения объекта;

исследователями и практическими работниками, что отрабатывают рекомендации социологов.

В ней отражаются структурная организация социологических знаний и навыков, необходимых для проведения исследования, закладывается механизм получения теоретических выводов исследования и разработки практических рекомендаций. Если социолог, приступая к полевого исследования, имеет готовую программу, то и его действия, и контроль за этими действиями будут логичными, последовательными. Программа социологического исследования, создает возможность оптимального связи социолога как субъекта познания, с людьми, которых он изучает, и имеет значение при анализе и корректировке их действий.

Программа социологического исследования состоит из двух частей (разделов): методологической и процедурной. Методологическая часть начинается с описания проблемной ситуации, где отражается важная задача составления программы — определение объекта и предмета исследования. Затем формулируются цели и задачи исследования. Не смотря на иллюзию субъективности, цель всегда является объективной, то есть тесно связанной с общественной практикой, и выражает потребности людей. Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, чередование его теоретических и практических аспектов. Постановка задач предоставляет систематичности всему исследованию, дисциплинирует исследовательский коллектив. С целью использования единого понятийного аппарата в программе определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, то есть происходит их теоретическое уточнение, нахождение их аналогов в социальной действительности (эмпирических индикаторов) и средств измерения или фиксации индикаторов (индексов). Этот этап исследования невозможен без предварительного определения и системного анализа объекта. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют цель исследования и является его главным методологическим инструментом. Кроме формулировки гипотез программа включает указание способов их подтверждения и проверки. А теперь остановимся более подробно на отдельных структурных элементах этого раздела.

Проблема и проблемная ситуация. Эти понятия не являются тождественными, хотя и плотно связаны между собой. Бывает, что проблема является более широкой проблемной ситуации, а может быть и так, что проблемная ситуация включает несколько проблем. Проблемная ситуация может рассматриваться в рамках одной проблемы, но может быть уже или шире нее. Если проблема — это в целом какое-то нерешен задачи, отразилось достаточно абстрактно и многословно, то проблемная ситуация - это как бы квинтэссенция проблемы (одной или нескольких), конкретно определяющее противоречие, которое подлежит эмпирическому исследованию.

Различают проблемы социальные и научные.

Социальная проблема — жизненное общественное противоречие, требующее организации целенаправленных действий по его устранению. Научная проблема - это состояние "знания о незнании", когда фиксируется противоречие между знаниями о потребностях общества в определенных действиях и незнанием способов и средств осуществления этих действий. Постановка научной проблемы - это всегда выход за пределы изученного в сферу неисследованного.

Социальные проблемы имеют разные масштабы. Это, в частности:

проблемы небольших социальных групп (учебных, профессиональных коллективов);

проблемы локальных территорий (на уровне микрорайона или небольшого поселения);

проблемы — затрагивают интересы больших социальных групп (например, профессиональных, конфессиональных, этнических, возрастных);

проблемы социальных институтов (семьи, образования, армии, религии и т. д.);

проблемы целых регионов (западных областей Украины, автономной республики Крым и т. д.);

проблемы, касающиеся потребностей и интересов всего общества (социально-экономические, социально-политические и др.).

Формулировка, разработка социальной проблемы требует междисциплинарного подхода (это отличительная особенность эмпирического социологического исследования), использование социологом знаний других дисциплин (социальной философии, экономики, политологии, психологии, права, педагогики и т. д.), осуществление логического анализа проблемы (системного и функционального). Только после логического анализа проблемы исследователь может сформулировать проблемную ситуацию.

Объект исследования. Под объектом в социологическом исследовании понимается область социальной действительности: социальные группы, институты, процессы, отношения, которые содержат определенные социальные противоречия, порождающие проблемную ситуацию и на которые направлен процесс научного познания (В. А. Ядов). В широком смысле слова объектом социологического исследования являются люди, объединенные в различные общности, группы, организации или вовлечены в различные социальные процессы. Именно люди являются носителями определенной социальной проблемы. Определение объекта социологического исследования предполагает фиксацию его основных признаков:

пространственной (страна, регион, город, предприятие и т. д.);

временной (период и сроки проведения исследования);

отраслевой (вид деятельности, что изучается, — промышленность, коммерция, образование, медицина и т. д.).

Важно также осуществить описание объекта исследования как частыми целого (в этом случае осуществляется его функциональный анализ) и как некоего автономного целого, которое состоит из частей (то есть проводится анализ внутреннего строения объекта. Например, студенческая молодежь как социальный объект может быть рассмотрена как целостность, которая состоит из мужского и женского пола, разных возрастных групп, разного социального происхождения и т. д. При анализе объекта определяется хотя бы приблизительная величина генеральной совокупности.

Предмет исследования - наиболее существенные стороны объекта исследования, которые характеризуют противоречия, что в нем возникли; те или иные идеи, свойства, характеристики объекта, познание которых необходимо для разрешения проблемной ситуации. Один и тот же объект (например, студенческая молодежь) может изучаться с позиций различных молодежных проблем и, следовательно, предполагает множество предметов. Если исследователя интересуют лишь формы разрешительной деятельности студентов какого-то высшего учебного заведения, тогда объект исследования — студенческий коллектив, а предмет — формы разрешительной деятельности. Предмет социологического исследования предполагает, но, как правило, не совпадает с объектом. Объект и предмет лишь тогда могут совпадать, если необходимо познать всю совокупность закономерностей развития и функционирования конкретного социального объекта. Например, изучить основные закономерности формирования студенчества как социального слоя. Но это уже выходит за рамки прикладного социологического исследования, это компетенция специальной теории.

Как и объект, предмет также требует ограниченности в пространственном и временном отношении. Предмет эмпирического исследования является частью предмета теоретического исследования. Переход от теоретического к эмпирическому, и наоборот, осуществляется посредством операционализации выделенных понятий.

Цель и задачи исследования. Анализ любой проблемной ситуации можно провести в теоретическом или прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам: изучению научной литературы по проблеме, что интересует, построению концепции предмета исследования и т. п. В данном случае объект исследования определяется после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

При постановке прикладных практических задач, прежде всего, определяется, какие конкретные цели ставятся перед исследователем, после чего с помощью научной литературы выясняется: нет ли типового решения этих задач, отыскиваются варианты типовых решений применительно к конкретным условиям.

Итак, цель — это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Для более четкого выяснения цели ее детализируют, и в программе на основе мсти разрабатывается система основных и неосновных задач исследования. В качестве ведущего может выступать как теоретическое, так и практическое задание. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Следовательно, задача исследования — это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются требования к анализу и решению проблемы, это своего рода ступеньки для восхождения к цели.

Гипотезы исследования. Базой научных обобщений являются факты, которые социолог может получить в результатах социологического исследования. Развитие научных знаний свидетельствует, что одного лишь описания того или иного объекта недостаточно для получения достоверных данных и формулировка теоретических выводов. Требуется широкое видение его в перспективе, а то и научное предвидение, прогноз на будущее. Первой ступенькой к такого прогноза есть гипотеза, которая выдвигается в любой науке. Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное представление о структуре социальных объектов, характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Она должна отвечать ряду требований:

Во-первых, согласовываться с новыми теориями, истинность которых подтверждена социальной практикой.

Во-вторых, важным требованием является соответствие гипотезы существующим и проверенным фактам. Иногда последние вступают в противоречие с выдвинутой гипотезой, что является сигналом о ее переосмысления и выдвижения новой гипотезы.

В-третьих, гипотеза должна формулироваться так, чтобы ее можно было легко проверить в процессе социологического исследования. Проверяется она с помощью специально разработанной методики, которой социолог должен умело пользоваться. Гипотезы отражают исследуемый объект в целом, его структуру и механизм функционирования, которые недоступны прямому наблюдению. Такую общую гипотезу получают при предварительном анализе исследуемого объекта.

В-четвертых, гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. К операций, устанавливающих непротиворечивость гипотезы, относятся не только логические правила, а и операционные определения. Последние позволяют социологу избавиться от произвольного толкования терминов выдвинутой им гипотезы.

В отдельных случаях одна и та же научная гипотеза подтверждается одними фактами и опровергается другими. Поэтому факты нужно правильно и однозначно объяснять. Только при этом условии они могут быть средством проверки гипотезы. Использование фактов с целью проверки адекватности гипотезы предполагает активную мыслительную деятельность и не сводится к пассивному наблюдению, простого восприятия чувственно данного. Если выведены из гипотезы выводы подтверждаются результатами исследования и самой социальной практикой, это свидетельствует об истинности предложенной гипотезы, в противном случае гипотеза отрицается как неправильная. Для повышения підтверджуваності гипотезы рекомендуется руководствоваться следующим правилом: выдвигать несколько взаимосвязанных гипотез. Хотя таким путем не решается проблема истинности гипотезы, однако повышается вероятность ее обоснования.

По своему содержанию о воображение относительно изучаемого объекта различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы - это представление о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут касаться и классификации характеристик социального объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой представление о причинно-следственных связях, существующих в исследуемом объекте и требуют экспериментальной проверки.

Логический анализ основных понятий (их интерпретация и операционализация). При разработке программы важно выделить основные понятия. Они занимают ведущее место в определении предмета исследования. Логический анализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры. Затем определяется соотношение элементов, свойств социального явления, исследуется. Анализ этих элементов и свойств дает исследователю реальную воображение о состоянии (статику, динамику) социологического явления. Например, необходимо изучить социальную активность студентов (вуза, города, региона и т. д.). Логический анализ категории "социальная активность" требует выделить более мелкие понятия, которые являются ее составляющими. К ним относится активность учебная, политическая, культурная и т. д. Еще более детализируя, расшифровывая эти понятия, мы подходим к определению сущности отдельных элементов исследования. Данные понятия все больше приближаются к показателям, которые можно "закладывать" в анкету в виде конкретных вопросов.

Как правило, расчленение абстрактного понятия, фигурирующей в исследовании, осуществляется поэтапно. Сначала осуществляем интерпретацию, то есть раскрываем содержание основного понятия, учитывая разные варианты его теоретического трактовки в различных научных источниках. Затем с основного понятия, как уже указывалось, вичленуємо более частные понятия, которые входят в него и имеют меньший уровень абстрактности. Следующий этап — операционализация понятий, то есть дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимающих терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (другими словами, эмпирических индикаторов).

В аналитическом исследовании осуществляется два вида операционализации (в описательном — лишь структурная): структурная и факторная.

Структурная операционализация — это расчленение основного понятия на составляющие элементы — главные признаки предмета исследования, факторная — это проявление и анализ уявлених причин, которые определяют характер явления, что изучается.

Процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т. е. описание приемов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Особенность социологических исследований заключается в том, что большинство выводов в них основано на информации, полученной в результате выборочного обследования. Это является возможным только при соблюдении требований репрезентативности. В программе эти вопросы решаются путем определения объема и характера выборки. Соотношение выборочной совокупности, которая является своеобразной моделью объекта с самим объектом (генеральной совокупности) определяется в программе с помощью опытно-статистических и математико-статистических методов.

В зависимости от специфики объекта, а также характер информации, которая уже есть об объекте, который исследуется, происходит выбор методов сбора социологической информации — наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т. п. И на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, опросные листы, карточки наблюдения и др.). В программе отмечаются также методы обработки и анализа полученной информации, что предполагает определение, каким образом это будет осуществляться, с использованием которых пакетов прикладных программ для ЭВМ.

Итак, убеждаемся, что составление программы - это сложный процесс, который требует высокой профессиональной квалификации, творческого отношения и немалой затраты времени. Тщательно подготовленная программа - гарантия успеха прикладного социологического исследования, обоснованности его результатов, их теоретической и практической ценности.