Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 9.

 

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Социологическая практика выработала целый комплекс методов сбора социологической информации: опрос, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ документов, экспертная оценка, тестирование, фокус — группы, ведения беседы и тому подобное. Использование социологом того или иного метода,в том числе их совокупности, зависит от условий, места и времени, цели и задач исследования, а также его вида.

 

9.1. Анализ документов

 

Древнейшим и найпоширеним способом получения социологической информации является метод изучения документов, которые есть в любом цивилизованном обществе. Под документом в социологии понимают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о те или иные социальные субъекты, функционирующие в обществе.

Анализ документов позволяет социологу возможность увидеть важные стороны социальной действительности, помогает выявить нормы и ценности, присущие обществу, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур и систем, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми. Напомним здесь, что первая "каноническая" работа с эмпирической социологии в США — "Польский крестьянин в Европе и Америке". Томаса и Ф. Знанецького — полностью построено на использовании документов. Наряду с архивами газеты польских эмигрантов в США, картотекой и официальной документацией Союза благотворительности, историей церковных приходов в этом исследовании впервые использованы для анализа личностные документы эмигрантов: 50 комплектов (754 экземпляра) листов, а также життєопис какого Владека Віхновського (300 страниц).

Круг собственно социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни в наше время технізації и информатизации настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не проанализировав предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и современные исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города (района), села может быть начат с анализа статистических данных об использовании библиотек, посещении кинотеатров, театров, концертов, музеев и т. д.

Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии документов, прежде всего необходима их классификация, основой которой служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует помещенную в нем информацию. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит цели его использования и методы анализа.

По форме фиксации информации документы делятся на:

письменные документы (в них сведения подаются в форме текста);

статистические данные (цифровая форма изложения);

иконографическая документация (кино — видео — фотодокументация, картины);

фонетические документы.

Письменные документы — наиболее распространенный вид документации. Источниками этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные архивы, архивы организаций и учреждений, предприятий, фирм, архивы эмпирических данных в машинописной форме, в т. ч. INTERNET, научные публикации, пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п.).

Существуют и другие способы классификации документов. По статусу источника документы делятся на официальные и неофициальные. С точки зрения спонтанности появления документы делят на самопроизвольные (созданные независимо от исследователя); задании (созданные специально по просьбе исследователя). По степени опосередкованості выделяют первичные и вторичные документы — одни созданы на основе непосредственного опыта автора, другие — на базе обобщения первичных документов. По критерию авторства документы классифицируют на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.

В социологических исследованиях наиболее распространенными являются традиционный (классический) и формализованный (качественно — количественный метод анализа документов).

 

 

Существенно отличаясь друг от друга, они не исключают, а взаимно дополняют себя, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки.

Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, примененного исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность социологу дать свою интерпретацию содержания документа, проникнуть в сущность явления, которое изучается, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных исследовательских позиций. Вместе с тем основной слабостью традиционного анализа документа является субъективность: если бы социолог — исследователь не стремился быть объективным при оценке информации, содержащейся в документе, его интерпретация всегда в меньшей или большей степени будет субъективным.

Желание избавиться от субъективности традиционного анализа обусловило появление принципиально нового, формализованного метода анализа документов, который получил название "контент-анализ". Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), - это метод исследования, который применяется в различных гуманитарных дисциплинах. Но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями СМИ. Со временем метод контент-анализа стал применяться и при изучении других отраслей социальной реальности, другого типа документов, в частности, невербальных, иконографических (портреты, фотографии и т.д.), а также ответов на открытые вопросы социологической анкеты. Этот метод очень часто используется различными спецслужбами: до 80 процентов секретной информации добываются с его помощью и сейчас.

Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание документа становится измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Вместе с тем ограниченность контент-анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измеренное с помощью формальных (количественных) показателей.

Можно определить такие условия, при которых применение контент-анализа в социологических исследованиях является необходимым:

при требовании обеспечить высокую степень точности и объективности анализа;

при наличии обширного по объему и несистематизованого материала, когда непосредственное использование последнего является затрудненим;

при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в документах, которые изучаются;

когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык источники изучаемой информации, его специфическая характеристика.

Итак, контент-анализ — это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения объективной, систематизированной и обобщенной информации о социальной реальности. Процедура контент-анализа состоит в алгоритмізованому выделении в тексте определенных элементов содержания, что интересует исследователя, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемой, следующим их подсчетом и качественным представлением результатов.

Основными направлениями использования контент-анализа являются:

выявление и оценка характеристик текста как показателей определенных сторон объекта, что изучается;

выявление причин, обусловивших появление сообщения;

оценка эффекта воздействия сообщения.

Когда исследователь — социолог закончил построение схемы ключевых понятий или категорий анализа, осуществил их интерпретацию и структуризацию, возникает этап "наложения" названной схемы на конкретный текст, или, другими словами, нахождение для всех категорий и подкатегорий адекватного выражения на языке документов, которые исследуются. Таким их выражением являются единицы анализа: 1) отдельное слово; 2) суждение, законченная мысль, логическая цепь; 3) персонаж уведомления. Фрагменты текста, которые соответствуют различным единицам анализа могут колебаться от минимального размера (слово) до максимального (логическую цепь, жизненная ситуация), которые фиксируются в рамках целого сообщения или даже нескольких сообщений.

Для осуществления контент-анализа социологу нужно иметь такие документы'.

таблицу контент-анализа;

инструкцию кодировщика;

кодувальну карточку.

Таблица контент-анализа содержит список категорий и подкатегорий и присвоенные им коды.

white;padding:0cm .5pt 0cm .5pt;высота:11.3 pt'>

 

:16.8 pt;border-top:none;border-left:none; border-bottom:solid windowtext 1.0 pt;border-right:solid windowtext 1.0 pt; background:white;padding:0cm .5pt 0cm .5pt;height:10.3 pt'>

 

Номер документа

Категории и подкатегории анализа

тема (код)

знак информации (код)

география сообщений (код)

автор сообщений (код)

1

2

3

...

1

2

3

...

1

2

3

...

1

2

3

...

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∑n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. Образец кодувальної карты.

 

Инструкция кодирования содержит описание единиц анализа и счета, в ней заложены правила кодирования, оговариваются возможные трудности. Регистрация единиц анализа производится в специальных таблицах, кодувальних карточках. Последние включают все классификационные единицы - категории и подкатегории. Единицы анализа, обнаруженные в документе, фиксируются в соответствующих графах кодувальної карты.

В контент-анализе предполагается своя выборка. Массив документов, объединенных общим признаком, представляет генеральную совокупность, которая масс быть изучена. Если перед аналитиком — социологом стоит задача провести контент-анализ кампаний по выборам президента Украины, то в границы генеральной совокупности надо включить все документы, опубликованные в связи с выборами с момента начала кампании до ее завершения.

Для формирования выборочной совокупности документов для контент-анализа обычно используют сплошной и случайный отбор. Относительно применения направленного типа отбора, то он исключается из-за отсутствия данных о распределении в генеральной совокупности документов.

Работа с документами требует от социолога кроме специальных знаний большой изобретательности, она всегда является исследовательским поиском.