Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 9.

 

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9. 2. Анкетный опрос

 

Среди распространенных методов опроса респондентов важное место занимает метод анкетного опроса. Необычайная популярность этого метода объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Данный метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнениях респондентов.

Анкетный опрос начинается с формулировки программных вопросов, с перевода языка науки на вопрос, обращении к респондентам. Для чего необходимо это перевод? Существует большое различие в научных терминах и будничной языков! людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых не совпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия. Итак, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики анкетного опроса, можно получить ошибочные результаты.

В процессе перевода исследовательских (программных) вопросов в анкетные вопросы цель социологического исследования становится все менее ясной. Кстати, ученые — социологи считают, что чем лучше проект анкеты, тем менее ясной является тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научная мастерство социолога, который желает получить объективные ответы. Как говорят, хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.

Анкета, как правило, начинается с преамбулы - обращение к респонденту. В нем указывается, кто проводит исследование, описывается цель исследования, характер использования результатов, подчеркивается анонимный характер, способ заполнения анкеты, а также выражается благодарность (она возможна и в конце анкеты) за участие в анкетировании. Далее идет основная часть анкеты, которая содержит блоки вопросов к опрашиваемых, и третья часть — паспортичка, в которой представлены сведения об опрашиваемых (пол, возраст, образование, место проживания, социальное положение и т. д.).

Приведем некоторые требования к самой анкеты и анкетного опроса:

опрос не должен длиться более 30 — 40 минут в связи с тем, что респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов, за это время прорабатывается 25 — 30 вопросов;

важно, чтобы интерес к предмету опроса не падал, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Пусть лучше оно будет нейтральным;

трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент "включился" в тему;

вопросы должны быть ясными, четкими и понятными всем респондентам;

вопросы должны соответствовать логическим требованиям: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, события, а потом уже о его оценке.

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо "подвести" опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например; "А теперь мы просим Вас высказаться о том-то...".

По предметному содержанию вопросы анкеты делятся на:

вопросы о фактах, с помощью которых получают информацию о социальных явлениях, о состоянии дел в коллективе, о поведении и действия самого респондента, его возраст, пол, образование, социальное положение и т. д.;

вопрос о знание, цель которых — выяснить, что знает и что может сообщить респондент. Как правило, это вопросы, которые имеют целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации;

вопросы о мнении респондента, они имеют целью зафиксировать факты, пожелания, ожидания, планы на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента;

вопрос о мотивах, призванные вызвать субъективное представление человека о мотивах своей деятельности.

По своей логической природе вопросы классифицируются следующим образом:

основные вопросы, ответы на которые являются основой построения выводов о явлениях, которые изучаются. Именно они составляют большую часть анкеты;

вопросы — фильтры ставятся для того, чтобы отсеять некомпетентных лиц при опросе по проблемам исследования или же для того, чтобы выделить часть респондентов из всего массива по языковому признаку;

контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их достоверности и искренности. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный вопрос с сохранением тех же условий — на весь объем выборки (панельное опрос) или на 5 — 10 процентов лиц, уже опрошенных ранее;

lack'>• вопросы, которые наводят на мысль, помогают респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, найти точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факта анкетирование и до тех вопросов, на которые ему надо будет отвечать, последние делятся на:

контактные вопросы, которые служат установлению контакта с респондентом. их цель — создать интерес к исследованию, вдохновить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должно быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании.

буферные вопросы, как правило, начинаются с общей формулы: "Как Вы думаете?" — и далее идет описание новой проблемы. Цель этого вида вопросов — перевести внимание респондента с одной проблемы на другую;

прямые вопросы направлены на выявление отношения респондента относительно проблемы, которая изучается, ее оценку с его собственной позиции;

косвенные вопросы позволяют респонденту как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Респондент здесь отвечает на вопросы от имени группы, коллектива, в безличной форме. Такие вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не удобно задавать или есть предостережение, что на них не будет получен искренний ответ.

По характеру ответов на поставленные вопросы они делятся на следующие виды:

открытые вопросы предполагают свободную форму ответа: "Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к политике?";

вопросы закрытого типа: "Чем Вы занимаетесь в свободное время? Просим ответить на те из ниже перечисленных вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) посещаю родных и знакомых; 2) встречаюсь с друзьями; 3) слушаю радио; 4) читаю книгу; 5) занимаюсь рукоделием";

вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: "Укажите другие виды занятий". Вопрос дает возможность не только указать варианты ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то свое.

вопрос-меню позволяет выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов;

шкальные вопросы — ответ на этот вопрос дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель;

дихотомічні вопрос: "верите Ли Вы в гороскопы и астрологические прогнозы?" Ответ: "Да-нет".

После того, как исследователь определился с содержанием вопросов, особое внимание нужно предоставить упорядочению анкеты. Верстка анкеты предполагает не только компоновку вопросов и их последовательность, о чем уже шла речь, а также и художественно-техническое оформление анкеты. Все разделы анкеты можно выделить отличным от основного шрифтом. Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, при возможности использовать цветную печать. Можно использовать рисунки для повышения интереса к анкеты, снятия психологической усталости респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые вопросы, которые разнообразит технику заполнения анкеты.

Когда анкета составлена, необходимо провести пробное (пілотажне) опрос, в ходе которого проверяется содержание анкеты, формулировки и последовательность вопросов и вариантов ответов и т. д. Пробное опрос охватывает небольшое число лиц (20 — 30 человек), отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целью и задачами исследования. После тщательного анализа результатов пилотажа и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

раздаточные, когда анкетер лично вручает анкету и ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее — раздаточное очное опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочное раздаточное опроса;

почтовое — анкета по предварительной договоренности высылается и получается по почте;

прессовое — анкету предлагают заполнить читателю газеты или журнала и прислать в редакцию;

телетайпні (за этим способом распространения и сбор анкеты осуществляется через электронную связь).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

стандартизированное — нацелено на получение статистической информации;

фокусированный — собираются данные по условиям конкретной ситуации;

глубинное — направлено на получение поисковой информации.

По уровню компетентности респондентов различают:

массовый опрос (мнение неспециалистов по той или иной теме);

массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении ситуации, что анализируется);

симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления целей и задач исследования);

экспертный опрос (опрос специалистов по проблеме, которая изучается).

Основными этапами осуществления анкетного опроса являются:

подготовительный этап — он включает разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работы, проектирование анкеты, ее апробацию, тиражирование анкеты, составление инструкций для анкетера, респондента и других участников опроса, подбор и подготовка интервьюеров, анкетерів, решение организационно-технических и финансовых проблем);

оперативный этап — сам процесс анкетирования, который также имеет свои собственные стадии и подэтапы;

итоговый (результирующий) этап — обработка и анализ полученной информации, оформление отчета.

Итак, с помощью метода анкетного опроса мы можем собрать основную массу социологической информации, но чтобы она была более достоверной, можно сочетать его с другими методами: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.