Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 9.

 

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9. 7. Социологический эксперимент

 

Эксперимент — это общенаучный метод получения в контролирующих и управляющих условиях нового знания. В социологию он пришел из области наук о природе.

К операциям, которые составляют эксперимент, можно отнести:

постановку и уточнение задачи и основные гипотезы;

выбор эмпирического объекта, в рамках которого предполагается провести эксперимент;

выработка общего плана экспериментальной и контрольной группы;

формулировка рабочих гипотез и их уточнение путем построения операционных определений;

создание экспериментальной ситуации путем введения в действие гипотетической причины и проведение периодических измерений функционирующего объекта;

анализ результатов.

Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны.

Проведение натурных экспериментов в социологии, общественной жизни -- дело далеко не простое. Оно ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм, суть которых сводится к одному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических экспериментов осуществляется в малых группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами.

Мысленные социологические эксперименты распространены достаточно широко. Практически они присутствуют в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В этом случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов: формализованным и неформалізованими параметрам. Формализованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры — это концепции, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.

В наше время, когда происходит системная трансформация, осуществляется немало экспериментов. По характеру объектов, которые могут быть объектами экспериментов, выделяют: экономические, правовые, педагогические, политические, демографические, эстетические и другие.

По специфике поставленной задачи эксперименты подразделяются на:

научно-исследовательские, в ходе которых проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного знания;

практические, которые имеют целью внедрения полезной новизны в массовых масштабах.

По характеру логической структуры доказательства гипотезы различают эксперименты:

параллельные, в которых существуют как экспериментальная, так и контрольная группа, и в доказательство которых осуществляется на сравнении состояния двух объектов (експериментного и контрольного) в одно и то же время. Примером такого эксперимента могут быть опыты профессора Е. Мэйо (1924 — 1936 гг.);

последовательные, в которых контрольная группа, как самостоятельно существующий, рядом расположен с экспериментальной группой объект, отсутствует. В этом случае одна и та же экспериментальная группа выступает как контрольная до введения импульса, и как экспериментальная - после того, как импульс осуществил предусмотренную действие.

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. В свое время Джон Стюарт Милль не считал возможным осуществление эксперимента в общественных науках. Сегодня мы видим, что социальный эксперимент — это мировая практика. Его основной целью является получение нового, по возможности более точного знания о социальной реальности. Изменение социальной действительности осуществляется здесь опосередково, главным образом через развитие теории или за подтверждение истинности отдельных ее положений в данных специфических условиях.