Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 2.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

2.2. Возникновение и развитие социологии как отдельной науки

 

Предыдущий этап развития философской и социологической мысли в Европе обусловил и теоретически, и методологически появление нового научного направления, сосредоточенном на изучении взаимодействия человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти социальные запросы послужили работы Огюста Конта (1798 — 1857 гг.) — французского мыслителя, которого считают отцом социологии.

Как уже упоминалось, он предложил термин "социология" и впервые использовал его в 1824 г. в своих письмах. Льет широко известным этот термин стал после публикации В. Контом четвертого тома своего "Курса позитивной философии" (1838 г.). Заслуга В. Конта состоит прежде всего в том, что он обосновал необходимость научного подхода к изучению общества, выделения социологии в качестве самостоятельной науки, базирования этой науки на наблюдении и эксперименте, познания законов общественного развития и практического использования достижений науки в целях осуществления социальных реформ на благо общества. Конт считал, что социология является наукой особой, которая соответствует новому социальному порядку в индустриальной Европе, наукой, которая должна использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения. Научный позитивизм Конта сочетался с его эволюционным взглядом на общество и мышление. Мышление, по его мнению, в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Человеческая мысль прогрессирует по мере того, как уменьшается уровень обобщенности и возрастает уровень сложности. Общества в процессе эволюции проходят 3 основные стадии: примитивную, промежуточную и научную. Конт считал, что общество становится более сложным, дифференцированным и специализированным через разделение труда. Наряду с языком и религией разделение труда ведет к укреплению социальной солидарности, порождая новое социальное разделение между классами, а также между частной и общественной сферами. Социология, которая является вершиной наук, за Контом, должна развиваться как анализ социальной динамики и социальной статики. Социальная динамика призвана рассматривать общие законы социального развития, тогда как социальная статика должна сосредоточиться на "анатомии общества" и взаимодействия его составляющих элементов. Конт исследовал социальную роль социальных институтов (таких как семья, собственность, государство) в поддержании целостности социального порядка. Основные работы Конта: шеститомный труд "Курс позитивной философии" (1830 — 1842 гг.) и четырехтомный труд "Система позитивной политики" (1851 — 1854 гг.).

Основное содержание социологических взглядов А. Конта можно свести к следующему:

при изучении социальной жизни не следует полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, сравнительные методы;

изучение социальных явлений не может быть абсолютным, а всегда является относительным в зависимости от нашей организации и нашего положения в социальной сфере;

наука социология должна давать ответ не только на вопрос, что существует, но и на вопросы как происходит явление, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы;

все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой; это возможно лишь в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни;

существует взаимосвязь социальных элементов, частей и подразделений общества (людей, групп, сообществ и проч.)

Итак, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и настоящего социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. С появлением трудов Е. Конта социальная теория обретает институционального статуса, получает права гражданства в научном мире.

Последователем А. Конта был известный английский философ, историк и экономист Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 гг) - сторонник буржуазной демократии и либеральных реформ. Особое значение для социологии имела работа Дж. Милля «Система логики сілогічної и индуктивной», в которой он изложил четыре методы исследования, которые используются и до настоящего времени.

Метод сходства: если в нескольких случаях при исследовании любого явления есть только одно общее обстоятельство, то оно и является причиной (или следствием) данного явления.

Метод различия: если в случаях, когда данное явление происходит и не происходит, все обстоятельства одинаковые кроме одной, то эта последняя и является причиной (или следствием) данного явления.

Метод остатков: из явления отделяются те части, причины которых известны из прежних индукций. Факт, что остался, является следствием причины, которая осталась.

Метод сопутствующих изменений: явление всегда изменяется по определенной изменением другого явления, связанного с этим последним причинной связью.

Дж. Милль рассматривает общество как агрегат индивидов, мышление которых постепенно изменяется и развивается. Он считал, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность предприятий частных собственников. В отличие от Конта, который призвал к укреплению государства и его функций, Милль переносил акцент на активность предпринимателей. В предпринимательстве, по его мнению, могли бы иметь успех все народы.

К яркой плеяде разносторонних исследователей относят и английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820 — 1903 гг.) Он получил техническое образование и затем долгие годы занимался науками: биологией, психологией, социологией, этикой и т. д. Спенсер основал органическое направление в социологии. Основу социологических взглядов Спенсера составил метод аналогии между биологическим организмом, его эволюцией и социальным, надорганічним организмом и его эволюцией. Этот метод основывался на том, что и там и там происходит переход от простого к сложному. По мнению Спенсера, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. Источником классовых различий считал завоевание: победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабами. Главным для Спенсера было изучение не общества в целом, его структурных единиц, их функций и взаимосвязи. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его структурных элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, содействовал возникновению функционализма, однако, лишь часть его научного наследия актуальна для современной социологии. Главная его работа - «Основы социологии» (1896 г.), в которой он делает вывод: побеждает то общество, в котором большее количество людей приспосабливается к промышленной труда, но при этом властные структуры уважают личные потребности и интересы.

Наиболее влиятельной парадигмой социологии эпохи ее становления как самостоятельной науки становится парадигма позитивизма, который объявил единственным источником познания социальные науки или их совокупность и отверг философию как особую отрасль научного знания. Наиболее важными принципами позитивизма можно считать следующее:

1. Постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому общественные проблемы должны анализироваться как не является качественно новой по сравнению с естественной реальностью, и их объяснение возможно с помощью познания законов природы.

2. Постулат методологического натурализма, состоящий в утверждении, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук, использовать их методологические установки.

3. Постулат феноменалізму, т. е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, которые часто господствуют в социальной философии.

4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы явлений и процессов, которые изучаются, и полученных результатов.

5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии — лечения социальных болезней.

Следует заметить, что на различных этапах концептуальной эволюции позитивизма на первый план выступали то натуралистические принципы познания (так было в XIX ст.), то эмпирические, которые широко представлены в неопозитивізмі XX века. При этом можно выделить в позитивизме два этапа:

• первый этап, или ранний позитивизм охватывает период 30-х гг. XIX ст. до начала XX века. Он связан с именами А. Конта, Г. Спенсера и многих их последователей. Это, в частности, представители географической, расово-антропологической, биоорганической и социал — дарвіністської школ социологии, а также гак называемых социологов-механіцистів. Так, сторонники географического детерминизма в социологии (Ф. Ратцель, К. Рігтер, Ю. Челеном, Е. Хантингтон и др.) сосредоточивают внимание на изучении влияния различных факторов окружающей среды (рельефа, климата, ландшафта, географического расположения и др.) на культуру и общественную жизнь. Теоретики расово-антропологического направления (А. Гобино, X. С. Чемберлен, Же. Где Лянуж, А. Аммон) стремятся выявить связь между социальным поведением людей и их биологической наследственностью. Наиболее полно органіцистські идеи Конта и Спенсера нашли свое воплощение в трудах социологов біоорганіцистської школы — А. Шеффле, Г. Вормса, А. Фуль'є, А. Еспінаса и др., при объяснении общественных явлений прибегали к прямым уподіблень их биологическим явлениям и процессам (концепции общественного организма, общественной тела, общественной ткани). Широкое распространение в социологии конца прошлого столетия приобрели идеи социального дарвинизма. их активно отстаивали В. Берж гот, Л. Гумплович, Г. Рагценхофер, А. Смолл, У. Самнер. Общественные явления эти мыслители рассматривали прежде всего под углом зрения борьбы за существование между различными сообществами. Социальная жизнь в таком случае оказывалось не чем иным, как непрерывной чередой конфликтов между этносами, нациями, классами.

• второй этап в развитии позитивизма начинается примерно с 20-х гг. ХХ ст. и продолжается до настоящего времени. Этот период представлен различными школами и направлениями социологии. Этот этап можно назвать этапом институционализации социологии, превращение ее в академическую дисциплину, которая получила признание и авторитет в научной среде.

Значительная роль в определении предметной области социологической науки, ее дальнейшее развитие принадлежит таким мыслителям, как Е. Дюркгейм, М. Вебер. Дж. Мед. В. Парето.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917 гг.) получил широкое признание как один из основателей современной социологии, который способствовал определению предмета и установлению автономии социологии, которую преподавал в университете Бордо и Сорбонны. Большое влияние на Дюркгейма оказала французская интеллектуальная традиция Жан-Жака Руссо, Сен-Симона, Огюста Конта. В своем социологическом анализе Дюркгейм использовал коллективистский подход. Он отрицал, что утилитарная версия индивидуализма может обеспечить основу построения стабильного общества. Утверждал также, что социологический метод должен иметь дело с социальными фактами. В своей первой большой работе "Общественное Разделение труда" (1893 г.) Дюркгейм, возражая Спенсеру, утверждал, что неверно понимать социальный порядок в индустриальных обществах как результат договора между индивидами, которые руководствуются только собственными интересами. Достижение собственного интереса ведет лишь к социальной нестабильности, что проявляется в различных формах девиантности, и в первую очередь в самоубийствах. Дюркгейм проводил разницу между формами социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, которые проявлялись в рамках коллективной совести. С процессами индустриализации, урбанизации и усложнения обществ все большее разделение труда разрушает механическую солидарность и моральную интеграцию, делая, таким образом, проблематичным социальный порядок. При написании своих трудов Дюркгейм хорошо отдавал себе отчет в том, что индустриальные общества связаны со многими конфликтами. Считал, что в развитых обществах должна появиться новая форма социального порядка, основанная на органической солидарности. Дюркгейм считал отраслью социологии исследование социальных фактов, а не индивидов. Говорил, что общества имеют свои религии, которые нельзя свести лишь к действиям и мотивам индивидов, и индивиды формируются и ограничиваются социальной средой ("Правила социологического метода", 1895 г.). В "Самоубийстве" (1897 г.) Дюркгейм объяснил, каким образом на решение совершить самоубийство имеют влияние различные формы социальной солидарности в различных социальных ситуациях. Основываясь на изучении статистики самоубийств в разных обществах и различных группах в рамках этих обществ, Дюркгейм выявил четыре вида самоубийств: эгоистические, аномічні, фаталистичны, альтруистические. В своих трудах по вопросам политики Дюркгейм выражал обеспокоенность в связи с опасностью для общества, которая исходит от индивидов, которые не чувствуют, что социальные нормы с значимые для них, то есть тех, которые находятся в состоянии аномии. Известны также его труды "Примитивная классификация" (в соавт. с М. Моссом. 1903 г.), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912 г.).

С именем немецкого социолога, социального философа и историка Макса Вебера (1864 — 1920 гг.) связано прежде всего возникновения понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал в Фрайбургському (1893 — 1896 гг.), Гейдельбергском (1896 — 1898 гг., 1902 — 1919 гг.) и Мюнхенском (1919-1920 гг.) университетах. Вебера часто называют основателем современной социологии через следующее:

1) предложил четкий системный подход к понятийного аппарата социологического анализа;

2) последовательно отстаивал идею социальной науки, которая должна уделять внимание проблемам объяснения социального действия;

3) глубоко и тонко подметил основные характеристики современной индустриальной цивилизации в большом количестве разнообразных отраслей;

4) во время эмпирических исследований современного общества он определил ряд ключевых вопросов, которые приобрели значение центральных в социологических дискуссиях;

5) его собственная жизнь является убедительным примером отношения к социологии как к призванию.

М. Вебер внес значительный вклад в социальную науку в таких областях: 1) философия социальной науки; 2) рационализация; 3) учение о роли протестантской этики; 4) отношение ученого к Маркса и марксизма; 5) анализ силы политики в отношении немецкого общества. Социология, по его мнению, должна стремиться к пониманию сути действия, исходя из которой она может продвигаться в направлении формирования моделей или идеальных типов действия на основе сравнительных исследований. Социологические понятия, такие, как "бюрократия", должны иметь такой же аналитический статус, что и экономические понятия, такие, как "свободная конкуренция". Социология не выступает лишь субъективной интерпретацией действия потому, что социологи руководствуются определенными нормами своего сообщества (такими, как "ценностная нейтральность"), а полученные ими данные должны быть открыты для научного анализа и критики. Под рационализацией Вебер понимает процесс, в ходе которого каждая отрасль человеческих отношений становится объектом расчета и управления. Вебер внес также вклад в сравнительную социологию религии, социологию города, социологию музыки, экономическую социологию, социологию права, анализ древних цивилизаций. Сегодня украинский читатель имеет возможность читать на родном языке известнейшую веберівську труд "Протестантская этика и дух капитализма" (1905 г.). Вебер также автор таких трудов: «Объективность» (1904 г.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916 — 1919 гг.), «Политика как профессия» (1919 г.), «Хозяйство и общество» (1921 г.) и др.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид (1863 — 1931 гг.) оказывал значительное влияние на развитие социологической науки, в частности теории символического интеракционизма. Его лекции были посмертно изданы в виде нескольких книг — "Разум, самость и общество" (1934 г.), "Философия действия" (1938 г.), "Философия современного" (1959 г.). Согласно философии Мида самость, устанавливается в процессе социального взаимодействия с другими. В его концепции социального бихевиоризма социально обусловленные реакции людей включают жесты и принятия ролей, что составляет основу социальной жизни. Жесты и разговор являются важнейшими чертами социального взаимодействия, особенность которой заключается в том, что индивид может представить себе эффект воздействия символической коммуникации на других социальных деятелей. Деятели будто ведут "внутренний разговор" с собой и предупреждают реакцию других. В своем воображении мы принимаем другие социальные роли и інтерналізуєм установки так называемого "обобщенного другого", то есть установки социальной группы.

Итальянский социолог, инженер и экономист, Вильфредо Парето (1848 — 1923 гг.) изложил свою теоретическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии" (1916 г.). Сделал значительный вклад в теорию элит. Общество для Парето-это система, которая находится в состоянии динамического равновесия. Оно делится на элиту - "лучших", которые управляют, и не элиту, то есть тех, которыми управляют. Такая социальная гетерогенность обусловлена биологически, то есть наличием определенных біопсихологічних качеств индивида. По его мнению, такое разделение присуще всем обществам, а циркуляция, смена элит, служит основой и движущей силой всего исторического развития. Его теория элит послужила отправным пунктом для исследования механизмов власти. Основные работы Парето: "Социалистические системы" (1901 — 1902 гг.), "Учебник политэкономии" (1907 г.), "Трактат всеобщей социологии" (1916 г.), "Преобразование демократии" (1921 г.).

Социологические традиции, заложенные В. Контом, Г. Спенсером, Е. Дюркгеймом, М. Вебером и другими социологами нашли свое достойное продолжение в трудах Питирима Сорокина (1889 — 1968 гг.). Родился он и получил образование в России, был выслан из страны в 1922 г., и в конечном итоге поселился в США. В 1930 г. стал первым профессором социологии в Гарвардском университете. Представитель интегрального направления современной социологии, автор теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Значительный вклад внес в разработку проблем предмета и структуры социологии, механизма и путей социального развития, социального неравенства, социальной структуры общества, социокультурной динамики, конвергенции социальных систем и т. д. Объединил в единое целое все аспекты социологического изучения общественной жизни, создал ту "интегральную" социологию, которая синтезировала все лучшее, что было исследовано до того времени в социологии. Основные труды Сорокина "Система социологии" (1920 г.), "Социология революции" (1925 г.)', "Социальная мобильность" (1927 г.), "Современные социологические теории" (1928 г.), "Социальная и культурная динамика" (1937 — 1941 гг.), "Социокультурная причинность, пространство и время" (1943 г.), "Американская сексуальная революция" (1956 г.), "Основные тенденции нашего времени" (1964 г.), "Социологические теории сегодня" (1966 г.). В труде «Система социологии» П. Сорокин провозгласил следующие основные принципы социологии:

социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе», «наук о культуре» не может быть и речи;

социология должна изучать мир таким, каков он есть. Любой нормативізм, то есть субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других наук, является недопустимым;

социология должна быть «объективной дисциплиной», то есть изучать реальные взаимодействия людей, которые доступны объективному измерению и изучению;

* поскольку социология хочет быть исследовательской и точной наукой, она должна лишиться всякого «философствования», умозрительной, недоказанной наукой построения;

разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

П. Сорокин делил социологию. на теоретическую и прикладную. Объектами изучения социологии являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также социальные процессы, которые в нем происходят. Он разработал теорию ценностей и культурной динамики.

Подводя итог, можно говорить, что название науки «социология», которую так удачно применил В. Конт, позже было насыщено научным теоретическим содержанием благодаря трудам яркой когорте мыслителей. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории. Не стояли в стороне от этого процесса и украинские мыслители.