ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Урок 57. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАКА МЯГЧЕНИЯ ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ, ТВОРИТЕЛЬНОМ И МЕСТНОМ ПАДЕЖАХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Цель: ознакомить учащихся с правописанием прилагательных с основой на мягкий согласный в родительном, дательном, творительном и местном падежах единственного числа; развивать речевой слух, грамматическую зоркость; воспитывать старательность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

     II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. дополнительный материал к уроку на с. 106)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке мы рассмотрим употребление знака мягчения перед окончанием прилагательных мужского, женского, среднего рода. Узнаем, в каких падежах это происходит и почему.

IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Да или нет?»

Дети показывают « + » (да), если основа прилагательного заканчивается на мягкий согласный, и «-» (нет) — если на твердый согласный.

Синяя, грустное, древнее, домашняя, спелый, красивый, раннее, странная, летняя, хорошее.

Светлый, поздний, добрый, сильный, дружный, широкое, пустое, школьный, огородный, будущий, могучее, осторожный.

— Для чего необходимо уметь определять основу прилагательных?

2. Работа в группах

— Рассмотрите таблицу спряжения прилагательных на с. 92 учебника.

— Выясните принципы ее укладки. (Ученики обращают внимание на конечный согласный основы, определяют окончания прилагательных. Выясняют, что знак мягчения перед окончанием появляется только в прикметниках с основой на мягкий согласный.)

— В каких падежах перед окончанием прилагательных с основой на мягкий согласный вы будете писать знак мягчения?

— Какие окончания могут иметь прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже единственного числа?

3. Ознакомление с теоретическим материалом (с. 92)

4. Первичное закрепление (упражнение 205, стр. 92-93)

Ученики спрягают представлены прилагательные, обозначающие их окончания (первые пять слов с комментированием у доски, остальные слова — самостоятельно).

— При необходимости пользуйтесь таблицей на стр. 92 учебника.

— Объясните, когда употребляется знак мягчения в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода в указанных падежах?

— В каких падежах у прикметниках женского рода единственного числа перед окончанием употребляется знак мягчения?

5. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Тренировочная упражнение 206 (с. 93)

• Учащиеся читают текст и подбирают к нему заголовок.

• Списывание отредактированного текста, обозначения окончаний прилагательных.

2. Самостоятельная работа

— Прочитайте предложение. Прилагательные, представленные в скобках, запишите в нужной форме.

— Определите падеж прилагательных.

Вариант 1

На (последний) уроке у нас была физкультура.

От (летняя) жары аж дышать трудно.

Школьники довольны (вчерашняя) экскурсией.

Вариант 2

В (соседнем) доме живет моя подруга.

За (передняя) партой сидит Павлик.

Леночка украсила букет (синяя) лента.

VI. ИТОГ УРОКА

— Что нового узнали на уроке?

— В каких падежах у прикметниках мужского и среднего рода пишем знак мягчения?

— В каких падежах у прикметниках женского рода пишем знак мягчения?

— Для чего нам нужно это знать?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 207 (с. 93); выучить правило (с. 92).