РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 53

Тема. Культурные растения родного края

 

Цель: знакомить с культурными растениями родного края, со значением культурных растений для человека; формировать интерес к культурным растениям; учить называть их; развивать умение определять главное в учебном материале; показать богатство и красоту растительного мира; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

— Какая сейчас пора года?

— Какой месяц?

— Какое число?

— Тепло или холодно на улице?

— Какое состояние неба?

— Какая температура воздуха?

— Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы познакомимся с культурными растениями нашего края, со значением культурных растений для человека.

 

III. Изучение нового материала

1. Работа над загадками

• Длинный зеленый, добрый соленый,

Добрый и сырой. Кто он такой? (Огурец)

 

• И пекут меня, и варят меня,

И едят, и хвалят, потому что я добрая. (Картофель)

 

• Сидит баба на грядках,

Вся закутанная в платках. (Капуста)

 

• Сам красный, сахаристий,

кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

 

• В золотом решете черных домиков полно. (Подсолнух)

 

• Меня любит каждая уха,

Называюсь… (петрушка).

 

• Есть растение у нас такая,

Что от нее лошадь скака. (Овес)

 

• То желтая,

То ли синяя

Сочная хозяйка.

То солнце,

То ли ливень —

Угостит нас летом… (слива).

 

• Зеленые серьги

На ветвях висели,

На сонечці підсмажились

И покраснели! (Вишня, черешня)

 

• За лесом-лесом синенький огонь горит. (Лен)

— Чем похожи все эти растения?

— Что такое культурные растения? (Это растения, которые посадила, вырастила человек. Она ухаживает за ними, собирает урожай.)

— Культурные растения можно разделить на группы.

Например, овес, пшеница, рожь — это зерновые растения.

— Где они растут и что из них изготавливают? (Растут на полях. Из них изготавливают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)

— В нашем крае выращивают богатый урожай пшеницы, ржи, ячменя.

Слива, вишня, черешня — это фрукты. Они растут в саду. Эти растения называют плодовыми. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кусты и травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника.

В нашем крае собирают богатый урожай плодовых растений.

Лук, картофель, капуста, огурец — это овощи. Они растут на полях и огородах. Эти растения называют овощными.

В нашем крае собирают богатый урожай овощных растений.

Лен, хлопок — это растения, из которых изготавливают или прядут ткань, и поэтому их называют прядильными. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого делают нитки, а потом — и ткани: ситец, сатин, бязь. Постельное белье и вафельные полотенца — это лен и хлопок.

В нашем крае выращивают лен и хлопок.

— Отгадайте загадки.

• Я гордо голову держу

И перед ветром не склоняю.

Я желтый, белый, пламенный,

И словно яблоко, румяный.

В саду я вербное весной.

Скажи, какое имя мне? (Тюльпан)

 

• Я цветок нежна, как весна,

Я разные платья имею.

Все лето пышная и душистая,

Я осень встречаю.

Бываю цвета зари,

Лимона цвет имею,

И снега зимней поры,

И вишней горю. (Роза)

— Тюльпан, роза — это цветы. Эти растения выращивают для красоты, их называют декоративными растениями.

2. Работа в парах. Игра «Найди пару»

— К каждому слову первого столбика найдите пару из второго столбика и соедините линией, обосновывая свой выбор.

лук лен

груша рожь

пшеница картофель

хлопок слива

пион нарцисс

— Двое учеников должны навести порядок в этой корзине и разделить по группам предметы, которые в ней лежат (овощи, фрукты и колосок пшеницы).

►► Проверка выполненной работы

— Проверим работу тех, кто работал с предметами.

— Все ли у вас хорошо? Почему? (Овощи положили в одну тарелку, фрукты в другую, а колосок остался.)

— Где люди могут выращивать все эти культурные растения? (В саду, в огороде, в поле) Какую первую пару вы нашли? (Лук — картошка)

— Что это? Где их выращивают? Как называются эти растения? Приведите примеры овощных растений.

— Итак, все эти растения называются овощными культурами.

Следующая пара: груша — слива.

— А это что? Где они растут?

— Все эти растения называются плодовыми. К ним относятся не только фрукты, но и ягоды. Приведите свои примеры.

Следующая пара: пшеница — рожь.

— Где выращивают эти растения?

— Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Как они называются?

— Это зерновые растения. Почему у детей остался колосок?

— Кто знает, что это за растения (хлопок — лен)?

— А как можно назвать растения следующей пары (пион — нарцисс)?

— С какой целью их выращивают?

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Игра «Культурные растения»

Учитель раздает карточки с изображением растений. На обратной стороне — загадка. Ученики отгадывают ее и помещают рисунок туда, где растение выращивают люди (в сад, огород или поле).

• Девка в кладовке, а коса на улице. (Морковь)

 

• Что это за голова, что только зубы и борода? (Чеснок)

 

• Без рук, без ног, а вылезет на плот. (Тыква)

 

• Сидит Марушка в семи полушубках,

Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

 

• Красная, сладкая, душистая,

Растет низко, к земле близко. (Клубника)

 

• Заглядывает в окошко

Выращенное из зернышек солнышко. (Подсолнух)

 

• Что за гроздья висят и на солнышке блестят,

Украшают каждый сад?

Это — сладкий… (виноград).

 

• Посмотрите, что за господин!

Он смуглястий, как кабан,

Любит всякий его сладкоежка.

Это сладкий, что.. ? (Арбуз).

 

• Он почтенный и грузный, он красный и вкусный,

Выглядит как сеньор. Кто это, дети?.. (Помидор).

 

• Меня жарят, меня варят,

Хоть ядом и кропят,

Все меня едят и хвалят,

Потому что зовуся я… (картошка).

 

• Мы сахарные, мы кормовые, есть братья у нас столовые.

В поле мы выросли строками. Люди зовут нас… (свеклой).

 

• Я на грядке солнцем накала утра, родственников много имею,

Тыквенную хозяйку все знают. Кто я?.. (Дыня).

 

• Шелковое платье надела, заплела косу,

Ну-ка, друзья, посмотрите на мою красоту!

Эту культуру хорошо знают и уважают,

Потому что из нее молоко, сало, мясо имеют.

В колхозе, на огороде хорошо ухаживали,

И поэтому такой высокий урожай собрали! (Кукуруза)

 

• На нашем огороде становится первым в приключении?

Вырастают ежесуточно, как в лесу те грибы. (Огурцы)

 

• Круглая, а не месяц, белая, а не мука,

С хвостиком, а не мышь. (Редька)

 

• Я кругленькая, красненькая, с хвостиком тоненьким,

На огороде меня рвут и к столу подают. (Редиска)

2. Игра «Нужно — не нужно»

Учитель говорит: «Я хочу посадить овощи на огороде. Картошка нужна?». Дети отвечают: «Нужна». Учитель называет овощные растения, называет также фруктовые. Когда закончили «высаживать» овощи на огороде, игра продолжается — «сажают» фрукты (ягоды) в саду. Учитель называет фрукты вперемешку с овощами. Побеждает тот ученик, который ни разу не допустил ошибки.

3. Игра «Собираем урожай»

Детей объединяют в команды. Одна из них «собирает» овощи, другая — фрукты. Собирать можно реальные предметы или рисунки с их изображением. Побеждает команда, которая быстрее выполнила задание.

4. Игра «Что сначала, а что потом?»

Для игры необходимы рисунки фруктов, ягод или овощей разной зрелости (например, ягода зеленая, бурая, красная). Можно использовать плоды, которые уже изучали (например, слива, земляника, помидор, персик, абрикос, вишня). Учитель раздает детям рисунки. По сигналу учителя дети, имеющие одинаковое растение различной зрелости, объединяются в группы. В каждой группе они должны расположиться с рисунками в порядке от незрелого до зрелого плода. Побеждает группа, которая в правильной последовательности и быстрее выстроится в ряд.

5. Игра «Найди лишний предмет». Работа в парах

 

 

V. Підсумок урока

— Что такое культурные растения? Приведите примеры.

— Для чего человек их выращивает?

— Какие группы культурных растений вы знаете? Приведите примеры.