УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (продолжение)

Урок 116. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Цель: ознакомить учащихся с правилом умножения и деления числа на 10; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление, самостоятельность; прививать интерес к точным наукам.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания (с. 150, задача 956; 957)

Задача 956

— Прочитайте выражения и их значения.

Задача 957

— Сколько кустов роз росло на аллее?

2. Устный счет

1) Математическая «дорожка».

— Отремонтируйте «дорожку», заполняя «ямки».

2) Работа в парах.

Игра «Найди примера пару»

Ученики по очереди задают пример на знание табличного умножения и деления. Нужно составить соответствующий пример, но с другим знаком. Например, заданный пример на умножение 9 ∙ 8 = 72, соответствующая пара — 72 : 9 = 8 72 : 8 = 9.

3. Минутка каллиграфии

— Запишите для произведений все возможные множители.

12; 18; 24.

4. Математический диктант

• Сумму чисел 42 и 24 уменьшить на 3.

• Разность чисел 15 и 6 увеличить в 5 раз.

• Найти половину числа 8.

• Какое число больше 6 в 4 раза?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете, как умножать и делить число на 10.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 150-151)

Задача 958. Комментируемое решение задачи

Ученики находят результат и делают вывод: чтобы умножить число на 10, нужно справа от него дописать 0.

Задача 959. Письменное выполнение задания с комментированием правил

Задача 960. Коллективное проработки материала

Ученики из равенств на умножение составляют равенства, содержащие деления на число 10. Делают вывод: чтобы разделить число на 10, нужно отбросить в этом числе 0.

Задача 961. Коллективное проработки материала

Учащиеся выписывают числа, которые делятся на 10: 21; 50; 37; 70; 40; 22; 60; 100; 30; 85; 80; 99; 90, и делают вывод: На 10 делятся все круглые числа.

Задача 962. Письменное выполнение задания с комментированием правил

Задача 963. Работа в группах

Устное выполнение задания. Ученики комментируют, как выполнили вычисления.

Задание 964. Коллективное решение задачи

Анализ условия задачи, запись сокращенной условия.

Один ученик у доски решает и объясняет.

Задача 965

Ознакомившись с условием задачи, учащиеся составляют ее краткая запись и самостоятельно решают.

— Какие монеты могут быть у Маши?

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Работа над задачей

Две бригады лесорубов должны были заготовить за месяц 90 машин дров. Первая бригада заготовила 38 машин, а вторая — на 5 машин больше. Что узнаете, выполнив действия:

38 + 5 = ?

38 + (38 + 5) = ?

90 — 38 — (38 + 5) = ?

2. Геометрический материал

Периметр прямоугольника равен 24 см. Начертите квадрат с таким же периметром. Какова длина стороны квадрата?

3. Офтальмологическая пауза

4. Решение логических задач

1) Найдите 2 числа, одно из которых в 10 раз меньше их произведения, а второе меньше их произведения в 4 раза. (4 и 10; 4 ∙ 10 = 40)

2) Есть монеты стоимостью 5 к., 10 к. и 25 к. Сколькими разными способами можно заплатить 50 к.?

(5 ∙ 10 = 50; 10 ∙ 5 = 50; 25 ∙ 2 = 50; 5 ∙ 2 + 10 ∙ 4 = 50; 5 ∙ 4 + 10 ∙ 3 = 50; 5 ∙ 6 + 10 ∙ 2 = 50; 5 ∙ 8 + 10 = 50; 5 + 25 + 10 ∙ 2 = 50; 5 ∙ 3 + 25 + 10 = 50; 5 ∙ 5 + 25 = 50. 10 способов)

3) Есть железные прутья длиной 15 см, из которых надо нарезать гвозди длиной 6; 7; 9; 10 см. Гвозди какой длины можно нарезать, чтобы не было отходов? (6 см и 9 см)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 151, задача 966; 977.