ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Учебник

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1.1. Предмет и задачи валеологии как науки в системе национального образования

1.2. Понятие о здоровье и его составляющие

1.3. Здоровье как практическая и культурологическая проблема

1.4. Здоровье и болезнь

1.5. Цель и задачи валеологического образования педагогических работников

1.6. Законодательная и нормативно-правовая база Украины как основа для реализации прав ребенка на жизнь и здоровье

РАЗДЕЛ 2
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ

2.1. Демографическая ситуация в Украине на грани двух веков

2.2. Основные болезни, что является непосредственной причиной смерти современного человека

РАЗДЕЛ 3
ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

3.1. Понятие о социальном здоровье и его зависимость от условий жизни человека в обществе

3.2. Системы защиты и приспособления организма здорового человека

3.3. Биологические ритмы и здоровье

3.4. Экологическое мировоззрение человека как обязательный элемент валеологического мировоззрения

РАЗДЕЛ 4
НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

4.1. Физическая составляющая здоровья

4.2. Антропометрические данные и их оценка

4.3. Нормальные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы

4.4. Нормальные показатели функционирования дыхательной системы

4.5. Нормальные показатели функционирования мочеполовой системы

4.6. Нормальные показатели функционирования эндокринной системы

4.7. Нормальные показатели функционирования пищеварительной системы

4.8. Двигательная активность и здоровье

4.9. Гиподинамия, ее вредное влияние на здоровье

4.10. Формирование и коррекция осанки у детей дошкольного и школьного возраста

4.11. Питание и здоровые. Критерии рационального питания

4.12. Причины и механизмы возникновения кариеса зубов и болезней парадонтоза и их предотвращения

4.13. Токсичные вещества в пище

РАЗДЕЛ 5
ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.1. Понятие о психическом здоровье

5.2. Психоэмоциональные стрессы и здоровье

5.3. Вредное влияние стресса на здоровье человека

5.4. Причины нервно-психических отклонений у учащихся

5.5. Преодоление психологической перегрузки

5.6. Этика общения - одна из составляющих психического здоровья человека

5.7. Валеологические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе

5.8. Влияние учебного процесса на здоровье учащихся

5.9. Обще-педагогический принцип: бережное отношение к здоровью детей

5.10. Духовность и здоровье

5.11. Гармония человека и природы - источник духовного здоровья

5.12. Роль учителя в усвоении учащимися общечеловеческих духовных ценностей

РАЗДЕЛ 6
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

6.1. Тенденции распространения вредных привычек среди детей и молодежи

6.2. Влияние табакокурения на организм человека

6.3. Медико-биологические и психологические аспекты алкоголизма

6.4. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты наркомании

6.5.Основные причины и правовые аспекты подростковой наркомании

6.6. Влияние наркотиков на физическое и психическое здоровье, репродуктивную функцию человека

6.7. Методические аспекты профилактики и раннего выявления токсикоманий у несовершеннолетних

РАЗДЕЛ 7
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ И ПРОФИЛАКТИКИ БОЛЕЗНЕЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

7.1. Анатомия и физиология репродуктивной системы

7.2. Половое созревание, физическая и психолого-социальная характеристика периода ранней юности

7.3. Половое воспитание детей и подростков

7.4. Формирование и сохранение репродуктивного здоровья

7.5. Планирование семьи

7.6. Биологические, психологические и социальные основы формирования семьи

7.7. Аспекты течения физиологической беременности

7.8. Здоровье будущих родителей и ребенка

7.9. Причины, приводящие к проблеме беременности

7.10. Медико-генетическое консультирование, принципы, общие положения

7.11. Методы контрацепции

7.12. Профилактика аборта как фактора сохранения репродуктивного здоровья женщины

7.13. Факторы, нарушающие репродуктивное здоровы

РАЗДЕЛ 8
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕЛИ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ВСЕСТОРОННЯЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПУТЬ УЛУЧШЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

8.1. Общая характеристика инфекционных болезней

8.2. Иммунитет

8.3. Инфекционные болезни крови

8.4. Противоэпидемический режим в детских коллективах, где находятся ВИЧ-инфицированные дети

8.5. Инфекционные болезни органов дыхания

8.6. Инфекционные болезни, передающиеся половым путем

РАЗДЕЛ 9
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОЙ ДОЛГОЛЕТНЕЙ ЖИЗНИ

9.1. Сущность оздоровительных систем

9.2. Природные средства оздоровления

9.3. Основные принципы и требования к индивидуальных оздоровительных систем

9.4. Самодиагностика заболеваний на ранней стадии

9.5. Очищение организма

9.6. Рациональная организация трудовой деятельности

Словарь терминов и понятий