РАЗДЕЛ 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ОКАЗАНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНОСТЯМ С ДЕВИАЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

 

Тема
4. Психологическая диагностика личности с девиациями поведения

 

• Цель и стадии
психологической диагностики девиантного поведения личности.

• Методы
психологической диагностики содержания и факторов девиантного поведения личности.

 

Психологическая помощь личности с
девиантным поведением предполагает, прежде всего, ее психологическую диагностику,
имеет целью установить как разновидность девиантного поведения личности, так и
факторы, обусловившие такое положение вещей. Следует заметить, что традиционно причины
девиантного поведения ищут, выявляя особенности семейного окружения, работы
школы или трудового коллектива, влияния неформального окружения. Не отрицая
важности анализа этих факторов, в психологической диагностике следует, прежде всего,
сосредоточиться на собственно психологических проявлениях девиантного поведения (см.
тему 1). Например, не просто лишь
зафиксировать участие личности в определенном неформальном сообществе, но и
выявить, какие именно потребности оно удовлетворяет при этом (стремление самоутвердиться
или почувствовать защищенность в группе), обнаружить путь, что привел к этой группы,
субъективное отношение к себе, к своему поведению, окружающей среды, четкость и
реалистичности осознания себя и своего окружения и тому подобное. Если, скажем,
зафиксировано злоупотребление алкоголем, то обязательно следует определить, насколько
употребление спиртного связано с особенностями воспитания, проблемами социальной
адаптации и мотивами поведения; установить, с какого возраста человек начал употреблять
спиртные напитки и при каких обстоятельствах, она обнаруживает собственную инициативу в употреблении
напитков, из психологических компонентов опьянения привлекает человека, какие
потребности он при этом удовлетворяет,
существует физическая и психическая зависимость от алкоголя.

Итак, психологическая диагностика
предполагает всесторонний и углубленный анализ личности, выявление недостатков в ее
поведении и их
причин, положительных аспектов и направлена на
решение практических задач — гармонизацию развития личности, содействие ее
личностному росту.

При этом обследование личности с
девиациями поведения должна проводиться на основе принятия исследуемого, гуманного
отношение к нему, сотрудничества с ним и отмечаться:

• целенаправленностью,
четким определением, что именно будет предметом

и целью наблюдения;

• системным
подходом, что позволит достоверно отличить случайное от типичного,
закономерного, учесть все признаки девиантного поведения, рассматривать все
факторы девиантного поведения в их взаимосвязи;

• планомерностью и
проницательностью, что предполагает наличие четко определенной цели, средств,
последовательности действий, не только с констатацией фактов, но и их объяснением,
выявление психологической природы;

• регистрацией
результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым
субъективизм выводов и обобщений;

• оперуванням
системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому, недвусмысленному
обозначению материала, который наблюдается, а также обеспечению единого
подхода к интерпретации результатов;

• прогностическим
характером, что позволит определить условия и средства оказания психологической
помощи личности и тому подобное. Выделяют такие стадии психологической диагностики
[5; 6; 17]:

• предварительная стадия
(выявление внешних особенностей девиантного поведения, предварительное формулирование
гипотезы относительно возможных причин отклонений в поведении личности);

• стадия уточнения
(анализ социально-психологических, педагогических и индивидуально-психологических
факторов девиантного поведения, уточнение гипотезы);

• заключительная стадия
(изучение индивидуально-психологических качеств личности, ее физического и
психического здоровья для уточнения
причин отклонений в поведении и прогнозирования
тенденций личностного развития).

Для определения особенностей
девиантного поведения используется ряд методов, среди которых следует
отметить, прежде всего, наблюдения. Как известно, наблюдения в психологии
заключается в фиксации проявлений психических явлений в поведении на основе их
непосредственного восприятия.

Предметом наблюдения являются вербальные
и невербальные акты поведения в определенных ситуациях. Это, прежде всего, языковая
деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частота, направленность,
интенсивность), экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела), положение
тела в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движения),
физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия). Именно
эти акты поведения, будучи выделены и зарегистрированы должным образом, становятся
характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений,
выраженности психических состояний и тому подобное.

Так, Н. Максимова предлагает во время
наблюдения фиксировать такие особенности поведения и внешнего вида
исследуемого с девиантным поведением [11]:

• общий
внешний вид (общий соматотип, физические особенности, наличие физических
недостатков или диспропорций, осанка, мимика и жестикуляция, держится скованно или
свободно, адекватно или нет, опрятность в одежде, прическе, чистота тела, степень
общей подвижности и т. п);

• особенности
речи (интенсивность и тембр голоса, темп речи, четкость произношения,
словарный запас, наличие жаргона, грубых выражений, специфика выражения
мыслей — степень последовательности, логичности, четкости, скорости словесной
реакции);

• социальная
поведение (особенности установления контактов, степень непринужденности при этом,
общительность, наличие социальных навыков, воспитанность, специфика поведения
по степени доминирования, агрессивности, подчиненности и доверчивости и тому подобное);

• настроение (эйфория,
безмятежность, уравновешенность, серьезность, отсутствие юмора, плохой
настроение, тревога и др);

• отношение к
обследования (степень заинтересованности: от активного нежелания или недоверия, равнодушия
к чрезмерной заинтересованности);

• особенности
деятельности во время обследования (степень внимательности, скорость решения
поставленных задач, особенности орієнтувальної основы действий — попытка найти
общий способ решения задачи или действия методом проб и ошибок, темп
работы — степень равномерности, скорости, добросовестность и аккуратность
при выполнении заданий,
реакция на неудачи
агрессивная, обвинения себя,
отказ
от деятельности, равнодушие
и
др.).

Следует заметить, что наблюдение осуществляется по определенной схеме, в которой традиционно выделяют такие
этапы:

1. Определение
цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?).

2. Выбор
объекта исследования (какой индивид или какого рода группа подлежат изучению?).

3. Уточнение
предмета исследования (какие именно проявления поведения раскрывают содержание изучаемых
психических феноменов?).

4. Планирование
ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследования
обнаруживает себя четко?).

5. Подбор
способа наблюдения, наименее влияющего на объект и обеспечивающего сбор
необходимой информации (как наблюдать?).

6. Установка
продолжительности общего времени исследований и
числа наблюдений
(сколько наблюдать?).

7. Выбор
способов регистрации исследуемого материала (как вести
записи?).

8. Прогнозирование
возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения.

9. Осуществление
предыдущего, пилотажного наблюдения, необходимого для уточнения действий
предыдущих этапов и выявления организационных недоработок.

10.
Уточнение программы наблюдения.

11.
Проведение наблюдения.

12.
Обработка и интерпретация полученной информации [4].

Кроме того, считается целесообразным
проведение наблюдения несколькими наблюдателями в течение достаточно длительного
времени в разнообразных условиях жизнедеятельности исследуемых. При этом важно,
чтобы предварительно выделенные категории поведения, фиксируемых в наблюдении,
оценивались по частоте их проявления. Например: 5 баллов, если данный вид поведения
проявляется практически всегда; 4 балла, когда часто; 3
балла, если трудно сказать, чаще оказывается или нет; 2 балла,
если иногда; 1 балл, когда практически не оказывается.

Это даст возможность получить
результаты наблюдения по
шкале рейтинга и тем самым облегчить их
обработку и интерпретацию.

Так, в известной методике наблюдения
есть карта наблюдений
Д.
Стотта
[17], которая
позволяет не только фиксировать характер поведения “трудных детей” в школе, но и
выявить характер дезадаптации поведения ребенка (см. приложение 1). Карта
наблюдение включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, которые сгруппированы в
16 синдромов. Наличие или отсутствие этих форм фиксируется в специальном
регистрационном бланке, в котором зачеркиваются цифры, которыми обозначены соответствующие
формы поведения. При подсчете баллов симптом, что находится в колонке
“Нарушения”, оценивается в один балл, а в колонке “Неприспособленность” — в 2 балла.
Далее подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому отдельно и общий
“коэффициент дезадаптованості” — по сумме баллов во всех симптомах.

Эту карту может заполнять как
психолог, так и педагоги или, за отдельными симптомами, родители, что даст
возможность найти “общий язык” при постановке “диагноза”, а также при
составлении коррекционно-развивающих программ, хотя содержательная интерпретация
результатов дается только психологом, поскольку предполагает основательное знание
психологических особенностей личности и закономерностей ее развития.

Важным методом исследования
девиантного поведения личности является такая разновидность опроса, как свободное
интервью или беседа, который имеет целью определить отношение респондента к определенным
проблем, его ценностные ориентации, выяснить факты из его биографии, планы на
будущее и т. п. во время устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию
и анализ ответов на вопросы, а также изучения особенностей невербальной
поведения опрашиваемых.

Как правило, в беседе выявляются
возможные факторы, повлекшие девиантное поведение личности, прежде всего, в
ее микросоциальному окружении (характер отношений с родителями, со сверстниками, с
другими людьми, отношение к людям, к учебе, труду, успешность в обучении,
труда и тому подобное). Далее направление беседы меняется в зависимости от ситуации и может
прикасаться самочувствие исследуемого, его отношение к себе, удовлетворенности
жизнью.

В беседе исследователь имеет возможность
самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов через использование
гибкой тактики построения диалога в рамках заданной темы, максимальный учет
индивидуальных особенностей респондентов, добиваясь необходимой эффективности
процедуры.

Существует ряд требований к беседе как методу.
Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в допрос. Крупнейший
результат
приносит беседа в случае установления
личного контакта исследователя с исследуемой человеком. Важно при этом
тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач,
проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и
постановку вопросов исследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше
информации с изучаемой проблемы, чем только ответы испытуемых на
поставленные вопросы.

Целесообразно предусмотреть возможность получать
в ходе беседы необходимые сведения и косвенными приемами. Например, можно
применять такие формулировки вопросов [11]:

• “Некоторые люди
думают, что…., а что думаете вы?” (даем понять, что есть и другие лица, подобные
к данной).

• “Если кто-то будет нарушать
порядок в общественных местах, вы сами зазовете его к порядку или вызовете
представителей
закона?” (предполагаем возможность двух
альтернативных решений).

• “Сможете ли вы это
сделать?” (вместо категорического “Сделайте это!”, чтобы оно выглядело более предпочтительным
для человека).

• “За что вы
поссорились с …?” (вместо “ссорились Ли вы с.?”, чтобы не ставить человека в
ситуацию, когда через феномен “социальной желательности” или боязнь она
отрицать неправильную повединку).

• “Что вам
нравится., а что нет?” (даем возможность найти
позитив, а не только негатив).

При этом важно фиксировать не
только ответ, но и поведение исследуемого: особенности его речи,
жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям.

Существенным в ходе проведения такого
опрос является умение исследователя уточнить факты, интересующие его во время
непосредственной беседы, не прибегая к ее протоколированию. Запись чаще всего
лишает беседу непринужденности, настораживает человека, делает ее ответа
искусственными, надуманными, поэтому они обычно фиксируются по проведении беседы.

Безусловно, в исследовании личности
с девиантным поведением применяются и тесты.

Следует отметить, что тестирование как
психологический метод предусматривает определение наличия, особенностей и уровня
развития определенных психических свойств исследуемого, его статуса в
межличностных отношениях на основе выполнения им определенных задач. Как известно,
тестирование производится с помощью собственно тестов (предусматривают использование
стандартизированных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений), опросников,
проективных методик, социометрической методики и тому подобное.

Так, например, для определения уровня
притязаний исследуемого применяется методика Хоппе, что приближена к
экспериментальной. По этой методике тестируемому предлагается решать
задания различной степени сложности, при этом задачи выбирает сам
исследуемый. После решения задачи исследователь сообщает об успешности
его решения и предлагает выбрать новое задание. Личность с завышенным
уровнем притязаний стремится даже в ситуации неуспеха выбрать задача сложнее
предварительное. Человек с заниженным уровнем притязаний в ситуации успеха, обычно,
выбирает задачу проще (хотя должна была бы выбрать сложнее).

Большое значение при этом имеет анализ
поведения исследуемого во время тестовых проб, в частности, его эмоций,
настойчивости в преодолении трудностей.

Опросники представляют собой
стандартизированные самоотчеты и имеют целью определения черт развития личности,
мотивов, интересов, ценностных ориентаций, настановлень тому подобное.

В контексте исследования девиантного
поведения часто используют опросник Басса-Дарки, предназначенный для
диагностики агрессивных и враждебных реакций человека (см. приложение 2). В
адаптированном варианте содержится 75 вопросов, на которые исследуемый должен
отвечать “Да” или “Нет”. При этом ответы распределяются по следующим
шкалами:

• физическая агрессия
(применение физической силы против других лиц);

• косвенная агрессия
(агрессия, направленная через обходные пути на другое лицо (сплетни), или вообще не
направлена ни на кого конкретно, скажем, взрыв ярости — крик, топанье ногами
и др.);

• раздражение
(готовность к гарячкування, проявления грубости при малейшем возбуждении);

• негативизм (сопротивление
авторитета, установленным обычаям и законам с пассивным сопротивлением вплоть до активной
борьбы против них);

• обида (зависть
и ненависть к другим людям, обусловленные настоящими или, как правило, вымышленными
страданиями);

• подозрительность
(недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении в
их готовности причинить вред определенному лицу);

• вербальная агрессия
(выражение негативного отношения к человеку через форму (крик) и содержание
(проклятия, угрозы) словесных ответов);

чувство
вины (переживание угрызений совести из-за проявления поведения, которые обычно
запрещаются нормами общества, и через это — убеждение человека в том, что
она плохая, потому что совершает злое). По результатам ответов высчитываются индексы
враждебности и агрессивности. При этом следует учесть, что данный опросник через
эффект “социальной желательности” ответов следует использовать совместно с другими
методиками, в частности, проективными.

Стандартизированные самоотчеты, которые,
собственно, представляют собой опросники, обычно используются для прямого
самооценки тестируемым собственных психических состояний (см. приложения 3 и 4).

Проективные методики предусматривают
создание для исследуемого довольно неопределенной ситуации, когда в ее толковании
главным оказывается не объективный, а субъективный смысл — то отношение, которое
данная ситуация вызывает у исследуемого.

Так, в частности, можно использовать
набор рисунков, по которым испытуемый должен составить определенную рассказ. При ее
анализе учитывается как логичность в изложении событий, так и то,
личностный смысл вкладывает в исследуемый объяснения сюжета.

Широко также используются
проективные методики, в которых нужно нарисовать определенные картинки, они называются
“Несуществующее животное”, “Дом, дерево, дом”, “Нарисуй человека”, “Рисунок семьи”
и тому подобное, позволяющие судить не только об отношении человека к себе в целом, но
и про отдельные проявления его личности (см. приложение 5).

Особенности эмоционального реагирования
во время взаимодействия с другими людьми в ситуации препятствий на пути достижения цели,
удовлетворения потребностей можно исследовать по методике изучения фрустрации,
разработанной С. Розенцвейгом [2;13]. На основе этой методики, имеет детский и
взрослый варианты, можно выявить следующие типы реакций исследуемого: с фиксацией
“на пути” и с фиксацией на самозащите”, а также направленность реакции —
інтропунітивну (когда реакция направлена на самого себя, за что субъект или
берет на себя ответственность за исправление данной ситуации, или обвиняет
себя), екстрапунітивну (когда реакция
направлена на живое или неживое окружение, а разрешение ситуации перекладывается на
другого человека или внешние обстоятельства вообще), імпунітивну (когда ситуация
фрустрации рассматривается исследуемым как малозначительна, как нечто такое, что может
быть исправлено само собой, стоит только подождать).

Анализ типа и направленности реакций
дает возможность определить степень адаптированности исследуемого к собственному
социального окружения.

Преимуществом проективных методик является возможность исследовать неусвідомлювану сферу личности. Вместе с тем толкование результатов является достаточно субъективным, к
тому же существует вероятность, что исследователь может сосредоточиться прежде всего на данных,
что имеют особую значимость не для исследуемого, а для него лично (через
существование собственных неосознаваемых проблем).

С помощью социометрической методики
можно определить статус личности в малых группах.

К методам исследования девиантного
поведения личности можно также отнести метод независимых характеристик,
позволяет выявить особенности поведения и психические качества исследуемых в
различных ситуациях через восприятие разных лиц. Так, например, на основе этого
метода Г. Овчарова разработала комплексную экспресс-диагностику социально-педагогической
запущенности детей, что предусматривает предоставление независимых характеристик психологом и
педагогом [12]. В разработке методики исследовательница опиралась на
то, что признаками педагогической
запущенности детей являются:

• нарушение
Я-оскорбление, выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

• низкий социальный
статус, что проявляется через неприятие сверстников, “отбрасывания” и родителями
обструкцию педагогов;

• трудности и
неуспеваемость в обучении, связанные с дисгармонией развития в
социально-педагогическом среде, в частности, через гіперсоціалізованість и
авторитарность педагогов и родителей;

• неадекватная
поведение в социальных ситуациях и прочее.

В результате были выделены
соответствующие шкалы — свойства самосознания, особенности общения,
учебной деятельности и другие, которые позволяют представить характеристику на ребенка в
контексте важных характеристик, которые могут свидетельствовать о степени ее
педагогической запущенности. В этой методике использованы материалы наблюдения,
анализа продуктов деятельности ребенка, беседы с родителями, применяются также
медицинскую карту и тому подобное.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какова цель
психологической диагностики личности с девиациями в поведении?

2. Укажите стадии
психологической диагностики личности с девиациями поведения.

3. Дайте
общую характеристику
методов
психологической диагностики

личности с поведенческими девиациями.

4. Каковы особенности наблюдения как
метода изучения особенностей девиантного поведения?

5. Охарактеризуйте
процедуру тестирования личности с поведенческими девиациями. Приведите примеры.

6. Каким образом можно
использовать методы опроса в диагностике девиантного поведения?

7. Проанализируйте
проективные методики исследования личности для выявления особенностей проявления
и индивидуально-психологических факторов ее девиантного поведения.

8. Укажите
методы диагностики мотивационной сферы личности с девиациями поведения.

9. Проанализируйте
методы диагностики самооценки и уровня притязаний личности с девиациями
поведения.

10. Проанализируйте
методы диагностики особенностей межличностных отношений личности с
девиациями поведения.

11. Составьте
ориентировочную схему психологического изучения личности младшего школьника с
девиациями поведения.

12. Проведите
наблюдение за личностью с девиантным поведением (по вашему выбору) и
подайте его результаты. Определите, о какой вид девиации говорится в данном
случае.

 

Список использованной и
рекомендуемой литературы

 

1. Антонова-Турченко А. Г. и др. Психологическая
диагностика и коррекция трудновоспитуемых детей и подростков: Учеб. пособие. —
К., 1997. — 312 с.

2. Бурлачук
Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2000. — 538 с.

3. Гаджиева
Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы развития самосознания. Тренинг
самосовершенствования. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144 с.

4. Горбатов
Д. С. Практикум по психологическому исследованию личности. — М.: БАХРАХ, 2002.

5. Диагностика педагогической запущенности учащихся /
Под ред. А. С. Белкина. — Свердловск, 1979. — 108 с.

6. Змановская
Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведенный. — М.: Изд. центр “Академия”, 2003. — 288 с.

7. Клейберг
Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ “Сфера”, 2003. — С. 99-154.

8. Козубовская I. В., Товканець Г. В. Социальная профилактика девиантного поведения: коррекция
отклонений в поведении трудновоспитуемых детей в процессе профессионального
педагогического общения. —
Ужгород:
Патент, 1998. — 195 с.

9. Кочетов А.
Ы., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986. — 160
с.

10. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация
характера у подростков. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1983.

11. Максимова
Н. Ю.
Воспитательная работа с социально дезадаптованими школьниками: Метод.
реком. — К.:
ІЗМН, 1997. — 136 с.

12. Овчарова
Г. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ Сфера, 1998. — 240 с.

13. Практикум
по психологии личности / А.П. Елисеев. — 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.:
Питер, 2003. — 512 с.

14. Протасова
Н. Ы. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних:
Метод. реком. — Астрахань, Изд — во АГПУ, 2000. — 26 сек.

15. Психологическая
профилактика недисциплинированного поведения учащихся / Под ред. Л.Н.
Проколиенко, В.А. Татенко. — К.:
Высшее
шк., 1989. —
254 с.

16. Реан А.
А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер,
1999. — 416 с.

17. Рабочая
книга школьного психолога / Под ред. Ы. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.
— 303 с.

18. Семья в
психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.:
Педагогика, 1989. — 208 с.

19. Степанов
В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. —
М.: Издат. центр “Академия”, 1998. — 320 с.

20. Эйдемиллер
Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 2-е изд., расш. и доп. —
СПб.: Питер, 2000. — 656 с.