Процессы воображения

Воображение воспроизводит образ предметов и явлений, которые воспринимались раньше, создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы предстают в новых, не ожидаемых связях и сочетаниях.

Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее употребляемыми из них являются:

• Агглютинация (от лат. agglutinare — склеивать) — создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из разных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище — женщины, хвост — рыбы. Этот прием не приобрел большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. А впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем — это танк, боевая машина пехоты, амфибия и тому подобное.

• Гиперболизация — увеличение предмета (великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74).

• Літота — в отличие от гиперболизации, уменьшение предмета (мальчик-с-пальчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.

• Подчеркивание — акцентирование какой-то части образа или определенного свойства. С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры.

• Схематизация — образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выходят на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира.

• Типизация — выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием. Его широко применяют в литературе.

• Комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новые, более или менее необычные комбинации. Это самая простая техника воображения, именно ее имели в виду исследователи прошлой эпохи, когда считали механизмом воображения ассоциации.

• Алегоризація, создания аллегории — использование образа в переносном значении. Образ является лишь условно выбранным знаком какого-либо явления действительности.

• Метафоризация, построение метафор. Метафора является более глубоким мысленным отражением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.

• Символизация, использование символов, является самой глубокой по значению, сущностным наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сны и т. п). Символ отличается от знака тем, что он является не условно выбранным для обозначения, а бездна, совместимо единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия, символ имеет неограниченный объем значение. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, принадлежащее к самому способу существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Воображение — это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Контрольные вопросы:

• В чем проявляется сущность воображения? Какие виды воображения Вы знаете?

• В чем проявляется воспроизводственная (репродуктивная) воображение?

• В чем проявляется творческое (продуктивное) воображение?

• Какой есть воспроизводящая зависимая и независимая воображение?

• В чем проявляется активная и пассивная воображение?

• Каким образом воображение разделяют по содержанию?

• Как происходит процесс представления?

Литература:

Антонов А. В. Психология избирательского творчества. — К.: Высшая шк., 1978.

Варій М. Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог.

специальностей. — Львов: Край, 2005.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.-Т. 1.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. — СПб.: Союз, 1997.

Общая психология: Підручн. для студ. вищ. учеб. заведений / под общ. ред. акад. С. Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Пармон Э. А. Роль фантазии в научном познании. — Минск: Университетское изд-во, 1984. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. — М: ПЕР СЭ, 2003. Житель Ромен В. А. Психология творчества. — К.: Высшая школа, 1971. Рычик Н. В. Вот наглядных образов к научным понятиям. — К.: Советов. шк., 1987. Страхов И. В. Психология воображения. — Саратов, 1971.