Украина — Россия (взаимоотношения, проблемы становления государственной самоидентификации). Распад СССР поставил перед новыми странами, в том числе и перед Украиной и Россией, одну из глобальных проблем: добиться утверждения собственной национально-государственной идентичности. Политическая независимость, ее получили бывшие республики Союза ССР, не ведет к автоматическому освобождению их от других видов зависимостей. В нынешних обстоятельствах перед двумя государствами стоят такие первоочередные задачи: прежде всего, обеспечить стабильное экономическое развитие собственных обществ, что даст возможность освободиться от финансовой зависимости развитых стран — кредиторов; во-вторых, наладить между собой взаимовыгодные отношения. Эта объективная реальность обусловлена тем, что отношения между Украиной и Россией после распада СССР, его важнейшими частями, стали, во-первых, ключевыми для развития ситуации в СНГ и в регионе Центрально-Восточной Европы; во-вторых, в большой мере определяют стабильность и безопасность в целом на Европейском континенте. Приоритетное партнерство Украины с Россией вызвано как географическим (длина общей сухопутной границы между двумя странами составляет 2484 км,), геополитическим, экономическим факторами, так и гуманитарным. А именно, наличием многомиллионной украинского национального меньшинства в России, русского меньшинства в Украине; родственными связями значительной части населения обеих стран; историческими и культурными взаимосвязями, этнической близостью и др.

Для Украины и России, как показало время их независимого существования, есть несколько важных факторов, которые необходимо учитывать в определении перспектив собственного развития. Во-первых, исторические успехи, достигнутые двумя странами, в решающей степени обусловлены багатоетнічністю этих государственных образований, общностью усилий всех этнических общностей, которые их населяют. Во-вторых, стабильное развитие и расцвет Украины и России возможен только в многополюсном мире. Односторонняя экономически-финансовая и социокультурная ориентация в сторону Запада должна быть исправлена. Собственный путь естественной модернизации Украина и Россия должны выбирать самостоятельно, не замыкаясь в своей уникальности, не ограничиваясь только вестернизацией, налаживая между собой взаимовыгодные, равноправные отношения. На этот процесс особенно влияет тот фактор, что вследствие распада СССР Украина и другие республики получили государственность, независимость и право свободно распоряжаться ими. В то же время Россия потеряла значительные территории, почти половину населения. Она оказалась отгороженной от Запада еще одним «поясом» государств (Украина, Беларусь, страны Балтии) и лишилась статуса сверхдержавы. В этих обстоятельствах проблема формирования национально-государственной идентичности для России заключалась в двух главных измерениях. Во-первых, в отказе от столетней имперской традиции доминирования над другими народами, в том числе и над украинским. Во-вторых, в признании независимости Украины. Для Украины приобретения собственной национально-государственной идентичности означало прежде всего утверждение и развитие полноценной украинской государственности и окончательное освобождение из-под опеки России.

В стратегическом плане Украина выбрала путь перехода от зависимости и подчинения к отношениям равноправных субъектов независимых государств. Отстаивание этого принципа в отношениях с Россией является основным политическим задачей Украины на ближайшую перспективу. Обе страны можно отнести к крупнейших европейских государств. Вместе с тем их особенность заключается в том, что Россия является еще и ведущим государством в евразийском геополитическом пространстве с присущими этому статусу специфическими интересами, тогда как Украина, будучи государством исключительно европейской, собственные национальные интересы обнаруживает прежде всего через призму общеевропейских. Территория Украины является для России своеобразным мостом к Центральной и Западной Европы — регионов, которые сыграли и продолжают играть определяющую роль в развитии мировой цивилизации. Благодаря этому отношения России с Украиной можно рассматривать как своеобразные отношения с собственно Европой. Причем учитывая все большее развитие интеграционных связей Украинского государства с Западом в перспективе значение этого фактора будет усиливаться. Несмотря на это на нынешнем переходном этапе украинско-российских отношений оптимальный вариант для Украины — это самые тесные контакты как с Западом, так и с Россией одновременно. В этих условиях перед Украиной и Россией встала задача оформления на межгосударственном уровне двусторонних отношений, определение их общих принципов и создания надлежащей, в соответствии с международной практикой, договорно-правовой базы. Важным определяющим шагом на этом пути стало подписание в мае 1997 г. в Киеве Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. После обмена ратификационными грамотами в Москве 1 апреля 1999 г. Договор был введен в действие. Этот полномасштабный Договор ратифицирован обоими государствами, что предоставило ему полной юридической силы. Договор определил общие принципы двусторонних отношений, подтвердил незыблемость существующего украинско-российской государственной границы, зафиксировал взаимном отказе от каких-либо территориальных претензий, стал важным фактором дальнейшего согласования национальных интересов стран.

В контексте межнациональной сферы особое значение в Договоре имеют статьи 12, 28 и 32, в которых Украина и Россия взяли на себя ряд совместных обязательств, связанных с вопросами этнополитического развития своих государств, в которых заинтересованы обе страны. Во-первых, обеспечивать защиту этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создавать условия для поощрения этой самобытности. Во-вторых, гарантировать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле. В-третьих, способствовать созданию равных возможностей и условий для изучения украинского языка в российской Федерации и русского языка в Украине, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных заведениях и предоставлять с этой целью равноценную государственную поддержку. В-четвертых, сотрудничать по вопросам восстановления прав депортированных народов в соответствии с договоренностями в рамках СНГ на двусторонней и многосторонней основе. И наконец, сотрудничать в решении вопросов регулирования миграционных процессов, включая меры по предупреждению нелегальной миграции из третьих стран, для чего добиваться заключения отдельного соглашения.

Одновременно происходил процесс подписания (28 — 31 мая 1997 г.) и утверждение базовых соглашений по Черноморскому флоту вступили в силу 6 июля 1999 г. В — 2000 г. состоялось подписание ряда дополнительных соглашений по вопросам деятельности Черноморского флота Российской Федерации на тории Украины. В настоящее время правовая база двусторонних отношений насчитывает более 250 документов. 27 февраля — 1 марта 1998 г. в Москве подписана Программа долгосрочного экономического сотрудничества до 2007 г., которая стала основой дальнейшего развития торгово-экономических отношений между Украиной и Россией. Во время декабрьского 2000 г. визита Президента Украины в Москву было подписано два соглашения о сотрудничестве обоих страну газовой сфере. В Днепропетровске 12 февраля 2001 г. по результатам встречи президентов обоих государств было принято совместное заявление по вопросам расширения сотрудничества в области авиационной и ракетно-космической техники, достигнуты договоренности о переходе на режим параллельной работы энергосистем Украины и России. 4 октября 2001 г. руководители правительств двух государств подписали соглашение, которое предусматривает реструктуризацию украинского долга за российский газ на 12 лет с трехлетним льготным периодом. 9 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге президентами Украины и России было подписано совместное заявление о стратегическом сотрудничестве двух стран в газовой сфере, предусматривающее создание на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины с участием европейских газовых компаний. Среди других актуальных проблем двусторонних отношений — переговорный процесс по делимитации межгосударственных границ между Украиной и Россией. В ноябре 2001 г. было окончательно согласовано линию прохождения государственной границы между Украиной и Россией по материковой части от Белоруссии до Азовского моря. Процесс формирования правовой базы двусторонних отношений продолжается.

Окончательная самоидентификация России и Украины — проблема долговременная и содержит ряд аспектов, связанных с распределением общего «цивилизационного материала» (истории культуры, места в мировом пространстве и тому подобное). Украинско-российские отношения остаются в ближайшем будущем главными в спектре отношений Украины с другими странами. Именно в рамках украинско-российских отношений и с их помощью Украина способна быстрее и эффективнее самоутвердиться как независимое государство.

Анализируя проблему становления национально-государственной самоидентификации Украины в контексте украинско-российских отношений, важно отметить и то, что опасными нужно считать также всяческие попытки полной политической и экономической переориентации Украинского государства только на Россию. Две великие славянские государства, образовавшиеся на перекрестке различных цивилизационных систем, никогда не имели одинаковой соціокулькурної единства и всегда были мозаичными с точки зрения цивилизационных характеристик. Мировой опыт свидетельствует, что устойчивое развитие и расцвет отдельных цивилизаций возможен только в тесной взаимосвязи и взаємовпливові с другими культурными системами. Известный украинский ученый Д. Антонович писал, что необходимой предпосылкой культурного развития каждого народа является возможность единения с другими народами и возможность взаимного обмена культурными достижениями и культурными ценностями. Способными к культурной жизни и развития могут быть только те народы, которые способны воспринимать культурные влияния, но воспринимать их активно, преображая и развивая воспринято. И Украине и России в процессе реализации собственного права на самобытный путь развития необходимо координировать свои усилия, налаживать тесное сотрудничество с теми цивилизационными системами, которые стремятся к преодолению тесных рамок однополярного мира, возникшего после распада СССР. Стратегическую направленность внешнеполитического курса Украины были заложены в Декларации о государственном суверенитете Украины и в «Основных направлениях внешней политики Украины». Его основополагающие принципы получили свое дальнейшее развитие и закрепление в принятой в 1996 г. Конституции Украины (ст. 18), где отмечается, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права. Стратегическая цель Украины — поддержание стабильности, осуществления сбалансированного и предсказуемого внешнеполитического курса. Геополитическое положение Украины требует экономического и политического уравновешивания наших отношений и на Западе, и на Востоке. Стратегический выбор на присоединение Украины в европейских интеграционных процессов ни в коей мере не должен сказываться на усилиях по обеспечению интересов Украины на постсоветском пространстве, где решающее значение имеют отношения с Россией, которая была и остается нашим важнейшим партнером. В контексте становления новой архитектуры международного сообщества Россия и Украина, прежде всего, избрали путь интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Обе страны хорошо понимают значение для себя Запада, где находятся центры духовно-культурной, экономической, политической и военной мощи, что оказывают решающее влияние на мировое развитие. Именно на общеевропейскую интеграцию официальные Украина и Россия возлагают особую надежду как на средство противодействия агрессивному национализму, территориальным претензиям, сепаратизма, этнической и религиозной нетерпимости, предотвращение и разрешение межнациональных и межэтнических конфликтов, активного собственного участия в совершенствовании международного механизма защиты прав национальных меньшинств, решения многих других этнополитических проблем. Примечательной чертой геополитической ситуации в Европе является усиление внимания к Украине как к государству, от которого все больше зависит стабильность в Центральном и Восточном регионах. Географическое расположение Украины — между странами Западной и Центральной Европы и Россией — объективно повышает ее значение в процессе формирования новой европейской архитектуры безопасности. Принципиальный европейский выбор Украины обусловлен прежде всего долговременными национальными интересами. Интегрируясь в общеевропейской сообщества, Украина постепенно стала членом ОБСЕ, Совета Европы, присоединилась к Центральноевропейской инициативы, что открывает новые возможности для применения многовекового опыта демократических государств Европы в практике государственного строительства, в том числе формирование собственной этнополитики. Украина в целом определилась и обозначила свою позицию относительно процессов общеевропейской интеграции: стратегической целью является вхождение в европейские и евроатлантические организации с приоритетным вступлением в Европейский Союз, который принял специальную программу действий в отношении нее.

Особой зоной национальных интересов России и Украины являются самоутверждения на постсоветском пространстве. Объективной основой такой политики есть много факторов, в частности такие: 1) тесная взаимосвязь экономик двух стран с народнохозяйственным комплексом государств СНГ и Балтии; 2) полиэтнический состав населения Российской Федерации и Украины, который повлек вследствие дезинтеграции СССР образование многочисленных русского, украинского и других диаспор и проблему защиты их интересов, налаживание духовно-культурных связей со своими историческими родинами; 3) исторически укоренившееся чувство прежде всего среди старшего поколения принадлежности к единому государству и тому подобное. Свой официальный курс по СНГ Россия зафиксировала в таком документе, как «Стратегический курс России с государствами — участниками Содружества Независимых Государств», утвержденном указом президента Российской Федерации в сентябре 1995 г., и через который красной нитью проходит идея доминирования России в СНГ, причем во всех сферах и отраслях. Основные задачи политики России в отношениях с государствами СНГ определена так: обеспечение надежной стабильности во всех ее измерениях: политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом; содействие становлению государств СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отношении России; укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства; наращивание интеграционных процессов в СНГ. Что касается Украины, то из приведенного можно выделить следующие стратегические задачи России в отношениях с нашей государством: сохранение Украины в сфере своего исключительного геополитического влияния с контролем над основными сферами жизнедеятельности Украинского государства; использования потенциала Украины в геополитических соревнованиях с другими центрами геополитического влияния. Вместе с тем экономический, военно-политический, дипломатический потенциал Украины и ее международные позиции обусловливают объективную заинтересованность России не доводить отношения с Украиной до крайних форм с конфронтацией. Других стратегических и тактических намерений по СНГ придерживается Украина. Во-первых, она рассматривает содружество как механизм демократического решения всех проблем, связанных с дезинтеграцией СССР, во-вторых, СНГ для Украины как международная организация является местом многосторонних переговоров и консультаций с проблем, общих для государств, образованных в геополитическом пространстве бывшего Союза; в-третьих, участие в СНГ — форма поддержания цивилизованных отношений Украины с этими государствами.

Взаимоотношения Украины с государствами СНГ — это фактически зона первоочередных региональных интересов, которые являются составной частью ее национальных интересов. Для Украины СНГ не является инструментом восстановления сверхдержавы с центром в Москве, а средством налаживания взаимовыгодного сотрудничества и интеграции.

Отстаивая равноправные партнерские отношения с Россией, Украина демонстрирует четкие недвусмысленные принципы своей политики в отношении СНГ, в той или иной степени ограничивают политический или экономический суверенитет страны, и решительно выступает против всяких попыток реанимировать в любой форме бывший Советский Союз, что собственно и было заложено в Беловежской соглашении. Придерживаясь общепризнанных норм международного права, Украине выгодно расширять и углублять двух — и многосторонние формы сотрудничества как в пределах, так и вне СНГ.

В контексте евразийских геополитических противоречий национальные интересы Украины заключаются, во-первых, в том, чтобы дистанцироваться от геополитических соревнований России и не допустить повторения ситуации, как это было уже в истории, когда человеческий и экономический потенциал Украины используется другой страной для решения ее собственных национальных интересов (так было во времена Речи Посполитой в XV-XVII ст., Российской империи и СССР); во-вторых, всячески противодействовать превращению Украины в своего рода заложника конфронтационных моментов во взаимоотношениях России с геополитическими центрами, например, с Западом в вопросах расширения НАТО или с исламским миром.

Антонюк Е. Становление государственной самоидентификации Украины в контексте украинско-российских отношений // Человек и политика. — 2000. — № 4; Большой договор Украины с Россией: исторический компромисс или реальный шанс на стратегическое партнерство? Материалы «Круглого стола» / Совет национальной безопасности и обороны Украины, Национальный институт украинско-российских отношений, Конгресс украинской интеллигенции. — К., 1999; Кулик В. Поиски постсоветской идентичности в Украине и России // Политологические чтения. — 1995. — № 3; Пирожков С. /. О некоторые приоритетные украинско-российские отношения в гуманитарной сфере // Украинско-российские отношения: гуманитарное измерение: Научный сборник. — К., 1998; Шерман. Гарнетт. Украинский вопрос и будущее России // Политическая мысль. — 1994. — № 4; Шпорлюк Г. Русский вопрос и имперская экспансия // Политическая мысль. — 1996. — N° 3-4.

А. Антонюк