УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (продолжение)
Урок 116. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цель: ознакомить учащихся с правилом умножения и деления числа на 10; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление, самостоятельность; прививать интерес к точным наукам.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 150, задача 956; 957)
Задача 956
— Прочитайте выражения и их значения.
Задача 957
— Сколько кустов роз росло на аллее?
2. Устный счет
1) Математическая «дорожка».
— Отремонтируйте «дорожку», заполняя «ямки».
2) Работа в парах.
Игра «Найди примера пару»
Ученики по очереди задают пример на знание табличного умножения и деления. Нужно составить соответствующий пример, но с другим знаком. Например, заданный пример на умножение 9 ∙ 8 = 72, соответствующая пара — 72 : 9 = 8 72 : 8 = 9.
3. Минутка каллиграфии
— Запишите для произведений все возможные множители.
12; 18; 24.
4. Математический диктант
• Сумму чисел 42 и 24 уменьшить на 3.
• Разность чисел 15 и 6 увеличить в 5 раз.
• Найти половину числа 8.
• Какое число больше 6 в 4 раза?
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы узнаете, как умножать и делить число на 10.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 150-151)
Задача 958. Комментируемое решение задачи
Ученики находят результат и делают вывод: чтобы умножить число на 10, нужно справа от него дописать 0.
Задача 959. Письменное выполнение задания с комментированием правил
Задача 960. Коллективное проработки материала
Ученики из равенств на умножение составляют равенства, содержащие деления на число 10. Делают вывод: чтобы разделить число на 10, нужно отбросить в этом числе 0.
Задача 961. Коллективное проработки материала
Учащиеся выписывают числа, которые делятся на 10: 21; 50; 37; 70; 40; 22; 60; 100; 30; 85; 80; 99; 90, и делают вывод: На 10 делятся все круглые числа.
Задача 962. Письменное выполнение задания с комментированием правил
Задача 963. Работа в группах
Устное выполнение задания. Ученики комментируют, как выполнили вычисления.
Задание 964. Коллективное решение задачи
Анализ условия задачи, запись сокращенной условия.
Один ученик у доски решает и объясняет.
Задача 965
Ознакомившись с условием задачи, учащиеся составляют ее краткая запись и самостоятельно решают.
— Какие монеты могут быть у Маши?
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Работа над задачей
Две бригады лесорубов должны были заготовить за месяц 90 машин дров. Первая бригада заготовила 38 машин, а вторая — на 5 машин больше. Что узнаете, выполнив действия:
38 + 5 = ?
38 + (38 + 5) = ?
90 — 38 — (38 + 5) = ?
2. Геометрический материал
Периметр прямоугольника равен 24 см. Начертите квадрат с таким же периметром. Какова длина стороны квадрата?
3. Офтальмологическая пауза
4. Решение логических задач
1) Найдите 2 числа, одно из которых в 10 раз меньше их произведения, а второе меньше их произведения в 4 раза. (4 и 10; 4 ∙ 10 = 40)
2) Есть монеты стоимостью 5 к., 10 к. и 25 к. Сколькими разными способами можно заплатить 50 к.?
(5 ∙ 10 = 50; 10 ∙ 5 = 50; 25 ∙ 2 = 50; 5 ∙ 2 + 10 ∙ 4 = 50; 5 ∙ 4 + 10 ∙ 3 = 50; 5 ∙ 6 + 10 ∙ 2 = 50; 5 ∙ 8 + 10 = 50; 5 + 25 + 10 ∙ 2 = 50; 5 ∙ 3 + 25 + 10 = 50; 5 ∙ 5 + 25 = 50. 10 способов)
3) Есть железные прутья длиной 15 см, из которых надо нарезать гвозди длиной 6; 7; 9; 10 см. Гвозди какой длины можно нарезать, чтобы не было отходов? (6 см и 9 см)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 151, задача 966; 977.