Сковорода Григорий Саввич (1722 — 1794)— украинский просветитель, гуманист, философ и поэт. Родился в казачьей семье в сек. Черноха Полтавской губернии. В 1734 — 1753 pp. — слушатель (с перерывами) Киево-Могилянской академии, пел в придворной капелле в Петербурге (1742 — 1744 гг.), находился в составе посольской миссии за рубежом (1750 — 1753 гг.), затем непродолжительное время преподавал в Переяславе поэтику, работал домашним учителем. В 1759 — 1764 рр. и 1768 г. преподавал в Харьковском коллегиуме, затем до самой смерти был странствующим философом. Политические взгляды излагал в многочисленных стихотворениях, особенно в сборнике «Сад божественных песен». С. считал важнейшей из всех наук науку о человеке и его счастье. Размышления С. имеют религиозно-философский характер, они опираются на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности. Мир в Сек. — это воплощение трех начал: макрокосмоса (Вселенная), микрокосмоса (Человек) и символической реальности (Библия), что связывает макрокосмос и микрокосмос. Человек как микрокосм содержит в себе два начала — тленное и нетленное, которые сочетаются: в бренном отображается нетленное. Над бренным стоит дух, к нему и сводил С. сущность жизни. Он считал, что человек имеет двойственную природу и такова ее природная сущность абсолютна. Счастье человека — в познании истины, то есть в познании самого себя и познании мира. Основное назначение человека — постижение Бога через видимую натуру. Плоть не имеет истинного значения для человека. Оставаясь только плотью, не пытаясь выйти за ее пределы, человек теряет свое сходство образа и подобия Бога и в конце концов превращается в прах. Мысль — это главная точка, поэтому С. часто называют ее сердцем. Пока плоть и кровь будут господствовать над сердцем, пока человек не признает их нищеты, путь к истине закрыт, считает С. Настоящего счастья человек достигает в «сродном труде», то есть «родства» человека с любым видом трудовой деятельности, то ли духовной, то ли физической. Отсюда вытекает, что назначение человека — через самопознание, упорный труд найти свое место в жизни, которое определено каждому Богом, природой, открыть для себя собственные способности, которые есть у каждого индивида, то есть четко осознать свое общественное положение, свою «родственную участок». Именно труд и дает счастливую жизнь, но только в том случае, если оказывается «сродною» трудом, то есть соответствующей индивидуальности конкретного человека. Тем самым позиция Сек. отчетливо демонстрирует три основные черты украинской мировоззренческой ментальности: кордоцентризм (сердце как сущность человеческого духа), экзистенциально-личностная множественность (полифония) мира (три мира), атеистическая тенденция («сродна праця»). Учение С. является вершиной в развитии отечественной мысли этого периода. Он мечтал о создании «горнєй республики». Это страна, в которой взаимоотношения между людьми должны строиться на основе их духовной природы, высокой морали, свободы и равенства.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина. — К., 1997; Малая энциклопедия етнодержавознавства. — К., 1996; Философия / под ред. И. Ф. Надольного. — К„ 2002.

Т. Самойленко