Табу — система категорических запретов и связанных с этими запретами представлений, выстроенных на мифологической или религиозной почве. Термин «Т.» возник в Полинезии и впервые зафиксирован английским мореплавателем Дж. Куком (1728-1779) на островах Тонга в 1771 г. По мнению английского этнолога Дж. Фрезера (1854-1941), термин образовался из глагола tа (отмечать) и усилительного наречия pu, то есть переводится как «особо отмечен». Другие ученые переводят этот термин как «неприкосновенный, запретный». Табу характерно для всех без исключения народов на этапе первоначального развития, хотя встречается и в Древней Греции микенского периода, и в Древнем Риме.

Появление Т. связана с выделением в особую социальную группу вождей, жрецов, шаманов с жизненной важности подчинения индивидуума коллективу. Духовные корни Т. заключаются в мифологизации и сакрализации прошлого (особенно мифов, преданий, традиций), что дает основания отдельным ученым усматривать в Т. одну из предпосылок зарождения теократии. Т. могут касаться территории, населенных пунктов, отдельных лиц, социальных групп, животных или видов животных, продуктов питания, отдельных предметов или их классов. В основе Т. лежит отношение человека к священному, к богов, божеств или существ, которые несут на себе зарубку божественного происхождения или благодати. Отношения с ними строго регламентировались и табуювалися. В То Же Время Т. определяет и представление о злых богов или духов; общение с ними и с теми предметами или существами, которым эти злые божества предоставили опасных способностей, также табуювалися.

Т. сыграло важную роль регулятора, инструмента регламентации норм сосуществования в первобытном обществе. Большая роль принадлежит Т. в возникновении нравственных представлений и морали как социального института, поскольку психологические установки, которые создавались людьми и которые затем господствовали над теми же людьми, трансформировались в общекультурные нормы, в том числе и в политические ориентации и предписания. Особое место принадлежит Т. в искоренении инцеста (кровосмешения), что имело решающее значение в историческом становлении человека. К заслугам Т. принадлежит в частности его роль в развитии языка: для названия табуированных предметов или отношений использовались слова — заменители, что способствовало обогащению словарного запаса. Табу также способствовало укреплению института частной собственности, ведь табуированные предметы могли быть исключительной собственностью тех лиц, которые, как считалось, имели божественное происхождение. В то же время институт Т. усиливал процессы окостенения общественной и духовной жизни, способствовал уярмленню женщины в социальной структуре, тормозил общественные инициативы. Предоставление священного значения социальным институтам, способствовало развитию тоталітаристських тенденций, обожненню государства и его органов.

Дюркгейм Е. Первобытные формы религиозной жизни. Тотемное система в Австралии. — К., 2002; Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной религии и культуры. — СПб., 1997; Каюа Г. Человек и сакральное. — К., 2003.

В. Ятченко