Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — русский писатель и общественный деятель. Как аристократ по происхождению, Т. сразу поступил в Казанский университет (в 1844 p.); в 1850-х годах он принимал участие в военных действиях на Кавказе и в Крыму. После окончания войны вернулся в Санкт-Петербург, где стал активным членом кружка «Современник». После заграничного путешествия (1857 г.) возвращается в Москву. В 1859 г. открывает школу для сельских детей в Ясной Поляне (на юг от Москвы). Его скромный сельский дом в Ясной Поляне стал притягательным центром для многочисленных учеников. Известен как автор романов «Война и мир» (1868 — 1869), «Анна Каренина» (1875 — 1877) и «Воскресение» (1899), а также множества рассказов и нескольких пьес. Он был безгранично плодотворным писателем, и не только в области литературы; половина из девяноста томов его собрания сочинений состоит из дневников и писем. Трудно провести грань между Толстым-писателем и Толстым-публицистом, историком, издателем, моралістом, теоретиком искусства, реформатором сельского хозяйства и общества, основоположником религии. Он стал известен всему миру как человек идеи. В рамках своей теории Т истории. пытается умалить роль и масштаб сознательной деятельности мнимой «большого человека»; вместо этого он утверждает, что людям присуще стихийное понимание реального положения дел и истинного жизни, которым и следует жить. Государство он рассматривал как орудие беспощадного угнетения в интересах богачей. Он настойчиво пропагандировал свою версию христианства, очищенного до такой степени, чтобы стать новой религией. Отбросив все мистическое, ритуалістичне, обскурантистське и иерархическое в церковном учении, он вывел из Евангелий утверждения, которые стал считать нравственным стержнем своей доктрины («не сопротивление злу насилием», «не судите и не судимы будете»). Доктрина не насильственного сопротивления злу непосредственно повлияло на его последователей и по сей день существуют толстовке, хотя коммунам, основанным ради воплощения в жизнь его идей, так и не удалось добиться процветания. Толстого нельзя назвать политическим мыслителем в общем смысле, однако все его исторические, религиозные, эстетические и публицистические идеи имеют политическое измерение и социально-политическое значение. Его талант заключался не в реалистическом изображении пути к лучшему политического и общественного строя или же его черт, а в выкрывании распространенных проявлений зла — войны, патриотизма, государства, смертной казни, тогдашней науки, богатства и много чего другого.

Энциклопедия политической мысли. — К., 2000; Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. — M., 2004.

T. Самойленко