Тема 2

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

 

УРОК 34

Тема. Общие способы получения оксидов, оснований, кислот, солей

 

Цели урока: развивать умения и навыки учащихся в составлении уравнений на примере получения оксидов, оснований, кислот, солей; систематизировать знания учащихся о общие способы получения оксидов, оснований, кислот и солей; показать их взаимосвязь с генетическим связью классов неорганических соединений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Формы работы: семинар-практикум, демонстрационный эксперимент.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, лабораторное оборудование, химические реактивы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Проверка домашнего задания.

Мотивация учебной деятельности

На предыдущем уроке мы рассмотрели способы получения оксидов, оснований, кислот и солей. Дома вы составили схемы способов получения классов неорганических соединений.

(Ученики представляют свои варианты классификации способов получения классов неорганических соединений. Учитель комментирует и обобщает.)

Теперь рассмотрим, как практически можно использовать эти знания.

 

III. Практика на примерах

Демонстрация 11. Взаимодействие кальций оксида с водой

Насыпаем в пробирку кальций оксид и доливаем 10 мл дистиллированной воды.

• Что наблюдаем? (Порошок растворился)

• Что образовалось в пробирке? (Кальций гидроксид)

• Как это можно подтвердить? (Индикатор фенолфталеин окрашивает раствор в малиновый цвет)

Записываем уравнение химической реакции:

СаO + Н2O = Са(ОН)2

Теперь пропустим углекислый газ сквозь этот раствор.

• Что наблюдаем? (Выпадает осадок, окраска исчезает)

• Почему? (Образовалась соль)

Записываем уравнение реакции:

Са (ОН)2 + СO2 = CaCO3 + Н2O

Задача 1

Составьте цепочку превращений, что соответствует нашему эксперименту.

СаО Са(ОН)2 СаСo3

 

Демонстрация 12. Сжигания фосфора

Аккуратно, под вытяжкой сжигаем 0,5 г красного фосфора. Полученный белый порошок растворяем в 10-15 мл дистиллированной воды.

• Что образовалось в пробирке? (Ортофосфатная кислота)

• Как это можно проверить? (С помощью индикатора. Лакмус окрашивает раствор в розовый цвет)

Запишем уравнение реакции.

Аккуратно, по каплям, добавляем раствор натрий гидроксида до изменения окраски раствора с розового на фиолетовый.

• О чем свидетельствует изменение окраски? (В пробирке нет кислоты образовалась соль)

Н3РO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O

Задание 2

Составьте схему превращений, что соответствует этому опыту.

Р Р2O5 Н3РO4 Na3PO4

Задача 3

Вычислите массу натрий фосфата, который можно получить из фосфора массой:

вариант И — 6,2 г;

вариант II — 15,5 г.

Класс решает задачу и сверяет ответ.

 

Задание 4

Учитель объясняет на уроке, что для получения солей можно воспользоваться такими способами:

а) реакция нейтрализации;

б) взаимодействие кислотных оксидов с основными оксидами;

в) взаимодействие кислоты с основным оксидом.

Приведите конкретные примеры получения кальций фосфата каждым из предложенных способов. Для чего в сельском хозяйстве используются фосфаты? Подумайте, соли каких металлов наиболее эффективны для использования с этой целью?

 

Задание 5

Вследствие растворения различных веществ в воде раствор приобретает щелочной, нейтральной или кислой среды. Объясните это и подтвердите уравнениями химических реакций на приведенных ниже примерах.

а) Какие из перечисленных веществ — натрий оксид, кальций, сульфур(ИV) оксид — взаимодействуют с водой с образованием щелочи?

б) Какие из перечисленных веществ — калий, барий оксид, сульфур(V) оксид — взаимодействуют с водой с образованием щелочи?

в) Какие из перечисленных веществ — фосфор(У) окись, кремний оксид, сульфур(V) оксид — взаимодействуют с водой с образованием кислоты?

Ученики выполняют задание самостоятельно по вариантам с взаимопроверкой.

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и подводит итоги урока.

 

V. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф учебника, ответить на вопросы к нему.

Творческое задание. Составить схему получения серной кислоты из серы. Вычислить массу полученной серной кислоты, если для реакции взяли серу массой 128 г.