ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 34
Тема. Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами
Цель: углубить знания учащихся об однородных членах предложения, научить определять признаки однородных членов предложения; учит распознавать однородные члены предложения и осмысливать их роль в речи; воспитывать культуру речи, интерес к народной культуре.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, образец схемы предложения
ХОД УРОКА
Ошибка одного — урок другому.
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
(Осуществляется в парах.)
— Прочитайте текст.
— Переведите его на русский язык, перескажите.
— Найдите и нибудь запишите предложения с однородными членами, подчеркните их.
— Выполните разбор выделенного слова по составу (на русском и украинском языках), объясните его правописание (в русском и украинском языках).
— Прочитайте теоретический материал учебника и дайте ответы на вопросы.
Сон-трава
Наши предки в каждом растении видели что-то необычное, неповторимое. Цветок сон-травы зворушувала своей нежностью, беззащитностью, была особенно заметной в начале весны. В Украине распространена такая легенда. Каждый цветок, как и все живое на свете, имеет свою мать. Только у сон-травы не родная мама, а злая мачеха. Еще только-только снег сошел, а она уже разбудила ее, растолкала: «Вставай, сонлив и дрімлива, уже все цветы цветут, а ты спишь!» Она и схватилась, и одцвіла раньше всех. И никто ее красоты не видел.
(81 сл.) (Г. Бондаренко)
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Как они связаны между собой?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя с элементами беседы.
(Осуществляется с опорой на текст «Сон-трава».)
— Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры из текста.
• Однородные члены — это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. (Определите синтаксическую роль имеющихся в тексте однородных членов предложения.)
• Они относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. (Назовите слова, к которым относятся однородные члены записанных предложений.)
• Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены между собой сочинительной связью. (Образуют ли однородные члены предложения между собой словосочетания?)
• Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи. (Определите, какими частями речи являются однородные члены в записанных предложениях.)
• Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, то есть могут быть распространенными.
• В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более.
• Между однородными членами предложения при отсутствии союза относится запятая. (Как связаны между собой однородные члены в записанных предложениях, какие знаки препинания в них есть?)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
— Постройте схемы предложений с однородными членами. Однородные члены заключите в рамку (по образцу).
Образец. Реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами.
1) Ветер и сырая изморозь проникали за воротник, в рукава, знобили холодом.
2) Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком.
— Закончите предложения, добавил недостающие однородные члены. Нибудь запишите, расставляя знаки препинания. Какими членами предложения являются однородные члены?
Самостоятельные части речи это…
Служебные части речи это…
… главные члены предложения.
… второстепенные члены предложения.
Значимые части слова это…
3. Диктант с выборочным ответом.
(Осуществляется взаимопроверка работ.)
— Укажите, какие члены предложения являются однородными. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — подлежащие. Б — сказуемые. В — дополнения. Г — определения. Д — обстоятельства.)
1) Берегите старых людей от обид, холодов, огня.
2) Жизнь моя — судьба моей державы, каждый сущий день ее и час.
3) Человек оставляет людям песни, книги и города.
4) Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
5) В поэзии слово должно быть гуще, плотнее, более эмко, чем в прозе.
6) Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой.
7) Много у нас слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами.
8) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.
9) В произведении должна быть ясная, определенная мысль.
10) Тот рассказ сложили горы, башни, звезды, облака, снег и трав весенних ворох, люди, песни и река.
11) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.
12) Похвала недостойному лицу не возвышает хваленого, а унижает хвалителя.
II вариант
1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
2) Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою.
3) Свежо, хорошо запахло полем.
4) Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди.
5) Мягкая, неслышная от глубокой пыли дорога в поле.
6) Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака.
7) Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад.
8) Сила, свет, красота ночи стали ослабевать.
9) Потом петухи стали кричат реже, музыкальнее.
10) Лес шумит невнятным, тихим шумом.
11) Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
12) Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
В |
Бы |
В |
В |
Бы |
А |
В |
Д |
Г |
А |
Г |
Бы |
II вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Бы |
В |
Д |
Д |
Г |
Г |
Бы |
А |
Д |
Г |
В |
Г |
4. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
— Какие члены предложения называются однородными?
— Назовите их признаки.
— Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Записать легенду о растении или придумать ее, используя однородные члены предложения.