ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

УРОК № 34

Тема. Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами

 

Цель: углубить знания учащихся об однородных членах предложения, научить определять признаки однородных членов предложения; учит распознавать однородные члены предложения и осмысливать их роль в речи; воспитывать культуру речи, интерес к народной культуре.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, образец схемы предложения

ХОД УРОКА

Ошибка одного — урок другому.

Д. Рей

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с текстом.

(Осуществляется в парах.)

— Прочитайте текст.

— Переведите его на русский язык, перескажите.

— Найдите и нибудь запишите предложения с однородными членами, подчеркните их.

— Выполните разбор выделенного слова по составу (на русском и украинском языках), объясните его правописание (в русском и украинском языках).

— Прочитайте теоретический материал учебника и дайте ответы на вопросы.

 

Сон-трава

Наши предки в каждом растении видели что-то необычное, неповторимое. Цветок сон-травы зворушувала своей нежностью, беззащитностью, была особенно заметной в начале весны. В Украине распространена такая легенда. Каждый цветок, как и все живое на свете, имеет свою мать. Только у сон-травы не родная мама, а злая мачеха. Еще только-только снег сошел, а она уже разбудила ее, растолкала: «Вставай, сонлив и дрімлива, уже все цветы цветут, а ты спишь!» Она и схватилась, и одцвіла раньше всех. И никто ее красоты не видел.

(81 сл.) (Г. Бондаренко)

2. Работа с учебником.

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Как они связаны между собой?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя с элементами беседы.

(Осуществляется с опорой на текст «Сон-трава».)

— Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры из текста.

• Однородные члены — это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. (Определите синтаксическую роль имеющихся в тексте однородных членов предложения.)

• Они относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. (Назовите слова, к которым относятся однородные члены записанных предложений.)

• Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены между собой сочинительной связью. (Образуют ли однородные члены предложения между собой словосочетания?)

• Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи. (Определите, какими частями речи являются однородные члены в записанных предложениях.)

• Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, то есть могут быть распространенными.

• В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более.

• Между однородными членами предложения при отсутствии союза относится запятая. (Как связаны между собой однородные члены в записанных предложениях, какие знаки препинания в них есть?)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

— Постройте схемы предложений с однородными членами. Однородные члены заключите в рамку (по образцу).

Образец. Реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами.

 

 

1) Ветер и сырая изморозь проникали за воротник, в рукава, знобили холодом.

2) Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком.

2. Творческое задание.

— Закончите предложения, добавил недостающие однородные члены. Нибудь запишите, расставляя знаки препинания. Какими членами предложения являются однородные члены?

Самостоятельные части речи это…

Служебные части речи это…

… главные члены предложения.

… второстепенные члены предложения.

Значимые части слова это…

3. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Укажите, какие члены предложения являются однородными. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — подлежащие. Б — сказуемые. В — дополнения. Г — определения. Д — обстоятельства.)

I вариант

1) Берегите старых людей от обид, холодов, огня.

2) Жизнь моя — судьба моей державы, каждый сущий день ее и час.

3) Человек оставляет людям песни, книги и города.

4) Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

5) В поэзии слово должно быть гуще, плотнее, более эмко, чем в прозе.

6) Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой.

7) Много у нас слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами.

8) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.

9) В произведении должна быть ясная, определенная мысль.

10) Тот рассказ сложили горы, башни, звезды, облака, снег и трав весенних ворох, люди, песни и река.

11) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.

12) Похвала недостойному лицу не возвышает хваленого, а унижает хвалителя.

 

II вариант

1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

2) Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою.

3) Свежо, хорошо запахло полем.

4) Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди.

5) Мягкая, неслышная от глубокой пыли дорога в поле.

6) Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака.

7) Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад.

8) Сила, свет, красота ночи стали ослабевать.

9) Потом петухи стали кричат реже, музыкальнее.

10) Лес шумит невнятным, тихим шумом.

11) Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.

12) Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В

Бы

В

В

Бы

А

В

Д

Г

А

Г

Бы

 

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Бы

В

Д

Д

Г

Г

Бы

А

Д

Г

В

Г

 

4. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

— Какие члены предложения называются однородными?

— Назовите их признаки.

— Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Записать легенду о растении или придумать ее, используя однородные члены предложения.