Тема 3

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА

 

УРОК 47

Тема. Строение электронных оболочек атомов. Энергетические уровни и подуровни

 

Цели урока: расширить представление учащихся о строении атомов; научить составлять электронные формулы, схемы распределения электронов по квантовым ячейкам для элементов I—III периодов; формировать умения учащихся определять электронное строение атома по его положению в периодической системе; формировать представление учащихся о единой природе материального мира.

Тип урока: усвоение умений и навыков.

Формы работы: рассказ учителя, фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ХОД УРОКА

И. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа

• Как определить количество электронов в атоме?

• Почему атомы электронейтральны, ведь они состоят из положительных протонов, отрицательных электронов и нейтральных нейтронов?

• Почему говорят, что электрон имеет двойственную природу?

• Все электроны в атоме одинаковые?

• Чем они отличаются?

• Что такое орбиталь?

• Какие формы может иметь электронная облачко?

• Какое максимальное количество электронов может находиться:

♦ на s-подуровне;

♦ на p-подуровне;

♦ на d-подуровне?

• Как распределяются электроны в атоме?

• Какое количество энергетических уровней может быть в атоме?

• Как определить их количество по положению в периодической системе?

• Как определить количество электронов на внешнем энергетическом уровне?

• Как распределяются электроны по энергетическим уровням?

 

III. Формирование умений и навыков

На энергетических уровнях располагаются электроны с близким значением энергии.

На каждом энергетическом уровне может находиться строго определенное число электронов. Максимальное количество электронов на каждом уровне вычисляется по формуле: N = 2n2.

Вместе с учащимися заполняем таблицу.

 

Номер уровня

Максимальное количество электронов

Подуровни

1

2

s

2

8

s, p

3

18

s, p, d

4

32

s, p, d, f

5

50

s, p, d, f g

 

Можно представить распределение электронов по энергии в виде схемы для первых четырех уровней.

 

IV. Закрепление. Практика на примерах

Задача 1. Постройте схему строения атома Водорода Н, запишите электронную формулу, распределение электронов по квантовым ячейкам.

Задание 2. Постройте схему строения атома Гелия Не, запишите электронную формулу, распределение электронов по квантовым ячейкам.

Задание 3. Постройте схему строения атомов элементов II периода, запишите электронную формулу, распределение электронов по квантовым ячейкам.

У доски учащиеся по очереди строят электронные формулы Лития, Бериллия, Бора, Углерода, далее под руководством учителя самостоятельно строят электронные формулы Азота, Кислорода, Фтора, Неона. Учитель во время выполнения задания дает учащимся индивидуальные консультации.

 

IV. Подведение итогов урока

Обращаем внимание учащихся на такие ключевые моменты составления электронных схем:

1) Общее число электронов в атоме равно номеру элемента в периодической системе химических элементов.

2) Число энергетических уровней в атоме равно номеру периода, в котором находится элемент.

3) Число электронов на внешнем энергетическом уровне равно номеру группы, в которой находится химический элемент.

4) Заполнение электронами pподуровня осуществляется согласно правила максимального суммарного спина.

5) Согласно принципу Паули, в атоме не может быть двух одинаковых электронов. Они отличаются расположением на энергетических уровнях по запасам энергии, на подуровням по форме орбитали, внутри подуровней ориентации орбитали в пространстве, в одной квантовой ячейке могут располагаться только два электрона с противоположными спинами.

 

V. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф учебника и ответить на вопросы.

Построить схемы строения атомов элементов III периода, записать электронную формулу, распределение электронов по квантовым ячейкам.

Творческое задание. Составить для дальнейшей работы таблицу строения электронных оболочек атомов элементов IIII периодов.