Тема 4

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ И СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

 

УРОК 60

Тема. Зависимость физических свойств веществ от типов кристаллических решеток

 

Цели урока: систематизировать знания учащихся о строении веществ на примере веществ с различными типами кристаллических решеток; развивать умение и навыки сравнивать свойства веществ и их строение, анализировать строение атома и строение веществ и их связи с физическими свойствами простых и сложных веществ; углубить знания о классах неорганических соединений на основе знаний о строении вещества.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Формы работы: фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, работа в группах, индивидуальная работа по карточкам.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, примеры веществ с различными типами кристаллических решеток.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний

Самостоятельная работа по карточкам

Задание (на доске). Охарактеризуйте вид химической связи, тип кристаллической решетки, структурные частицы, находящиеся в узлах кристаллических решеток, силы, которые их удерживают, физические свойства веществ.

Каждый ученик получает карточку с формулой вещества, индивидуально выполняет задание и сдает на проверку.

Два-три ученика (на выбор) зачитывают свои ответы, класс при необходимости комментирует, учитель отмечает правильные и неверные суждения.

Вещества: Cl2, КСl, O2, H2S, Br2, SiO2, СаСl2, CaS, HBr, СO2, SO3, ВН3, NaBr, MgS и др.

 

III. Усвоение новых знаний, умений и навыков

Демонстрация 16. Физические свойства веществ с различными типами кристаллических решеток

1. Растворимость в воде

(Заполняем таблицу.)

 

Вещество

Тип решеток

Вид связи

Растворимость

Натрий хлорид

 

 

 

Сахар

 

 

 

Сера

 

 

 

Медь

 

 

 

 

2. Температура плавления и кипения

(С помощью справочной литературы заполняем таблицу.)

 

Вещество

Тип решеток

Вид связи

tпл

tкип

Натрий хлорид

 

 

 

 

Сахар

 

 

 

 

Сера

 

 

 

 

Медь

 

 

 

 

 

IV. Обобщение и систематизация знаний

Рассмотрим формулы сложных веществ: кислот, оснований, солей.

1. Почему соли относятся к ионных веществ?

Потому что соли состоят из положительных ионов металла и отрицательных ионов кислотного остатка, то есть связь ионная. В узлах кристаллических решеток чередуются положительные и отрицательные ионы, удерживаемые силами электростатического притяжения. Например: Na+Cl-, К+Вr-.

Аналогично в солях с оксигеновмісним кислотным остатком.

Следовательно, все соли относятся к ионных веществ. Об этом можно судить из их физических свойств.

2. Основы — это ионные или молекулярные вещества?

Ионные. Рассмотрим связь в молекуле натрий гидроксида.

NaO-Н, связь О-Н ковалентная полярная, Na-В значительно более поляризован, атом Натрия отдает свой электрон и превращается в катион Натрия. В узлах кристаллической решетки чередуются катионы Натрия и анионы гидроксильных групп. Основы принадлежат к ионных веществ, что и подтверждают физические свойства: гидроксиды твердые, тугоплавкие вещества.

3. Рассмотрим молекулу серной кислоты H2SO4. Запишем структурную формулу кислоты, проанализируем тип связи в молекуле. Все связи ковалентные полярные.

Полярность связи больше — О-Н или S-О? Следовательно, молекула полярная, будет иметь молекулярные кристаллические решетки.

4. Сахар — органическое вещество. Все органические вещества, даже самые сложные, имеют молекулярные кристаллические решетки. Почему?

Это подтверждается их физическими свойствами: легкоплавкие, малорастворимые в воде, не проводят электрический ток.

 

V. Подведение итогов

Между составом, строением, свойствами, применением веществ существует тесная взаимосвязь, который можно объяснить на основании строения веществ.

 

VI. Домашнее задание

Повторить строение атомов элементов I—III периодов.