УРОК 69

Государственный долг. Безопасная граница дефицита государственного бюджета и государственного долга

 

Цель урока: формировать у учащихся понятие о государственном долге; раскрыть особенности классификации государственного долга; выяснить безопасную границу дефицита государственного бюджета и государственного долга; развивать познавательные интересы у учащихся, логическое мышление; продолжать формировать умение работать с различными источниками знаний, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Основные понятия: государственный долг классификация государственного долга, внутренний долг, внешний долг, индикаторы финансовой безопасности государства.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► «Мозговой штурм»

В течение 2-3 минут. ученики высказывают свои мнения по вопросам:

♦ Почему большинство стран мира имеют государственные долги?

♦ Как, по вашему мнению, само по себе наличие государственного долга дает представления о реальном финансовом состоянии государства?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Что такое, по вашему мнению, государственный долг?

(Государственный долг (DG) — это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долгов государства. Внутренний государственный долг (D) — это задолженность государства домохозяйствам и фирмам страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством. Внешний государственный долг (DI) — это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.)

Структурно государственный долг Украины состоит из внутреннего и внешнего. Размер государственного долга, по данным, приведенным на сайты Министерства Финансов Украины (www.оказались самыми богатыми среди европейцев.gov.ru), на 31.12.2010 года, представлены в таблице.

 

Внутренний и внешний долги Украины

 

Год

Внутренний

Внешний

тыс. долл. США

тыс. грн.

тыс. долл. США

тыс. грн.

2005

3 799 661,57

19 188 290,90

8 704 222,93

43 956 325,90

2006

3 655,86 288

16 607 712,12

9 803 183,83

49 506 078,42

2007

3 526 017,09

17 806 386,34

10 591 661,77

53 487 891,96

2008

5 800 850,34

44 666 547,59

11 171 831,40

86 023 101,79

2009

11 405 144,25

91 070 076,77

17 022 696,28

135 926 229,69

2010

19 530 004,29

155 498 926,908

34 760 018,75

276 759 269,28

 

Как видим из данных, приведенных в таблице, внутренний и внешний долги Украины за последние годы росли очень высокими темпами.

Совокупный государственный (прямой) и гарантированный долг Украины в 2010 году вырос на 36,4%, или на 14,476 млрд. долл. США, — до 54,289 млрд. долл. (432,235 млрд. грн.).

В сообщении Минфина также отмечается, что на начало 2011 г. государственный (прямой) и гарантированный внешний долг составил 34,76 млрд. долл. США, или 64,02% общей суммы. За весь прошлый год его объем вырос на 30,4%, или 8,113 млрд. долл. США, в том числе в декабре — на 5,7%, или 1,872 млрд. долл.

Прямой внешний госдолг вырос за прошлый год на 34,2%, или 5,813 млрд. долл. США, — до 22,836 млрд. долл., в том числе в декабре — на 5,9%, или на 1,274 млрд. долл. Гарантированный внешний долг в 2010 г. вырос на 23,9%, или 2,3 млрд. долл. США, — до 11,924 млрд. долл., в том числе в декабре — на 5,3%, или 598 млн. долл.

Совокупный внутренний долг увеличился за 2010 г. 48,3%, или на 6,363 млрд. долл. США, — до 19,53 млрд. долл., в том числе в декабре — на 0,8%, или 154 млн. долл.

Прямой внутренний госдолг вырос в 2010 г. на 56%, или 6,388 млрд. долл. США, — до 17,793 млрд. долл., в том числе в декабре — на 0,9%, или 160 млн. долл.

Гарантированный внутренний долг сократился в прошлом году на 1,4%, или 24 млн. долл. США, — до 1,737 млрд. долл., в том числе в декабре — на 0,4 %, или на 6 млн. долл.

Общий гарантированный долг увеличился за прошлый год на 20%, или 2,276 млрд. долл. США, — до 13,66 млрд. долл., в том числе в декабре — на 4,5 %, или 592 млн. долл.

В сообщении Минфина отмечается, что на динамику прямого внешнего долга в 2010 г. повлияли: получение двух траншей от Международного валютного фонда (МВФ) на сумму 16,05 млрд. грн. (здесь и далее — в гривневом эквиваленте), выпуск еврооблигаций на 19,8 млрд. грн., получение коммерческого займа от ВТБ на 15,8 млрд. грн.

 

V. Изучение нового материала

Экономическая сущность государственного долга проявляется через такие две присущие ему функции:

♦ фискальная — привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;

♦ регулятивная — корректирование объема денежной массы через куплю-продажу ценных бумаг Национальным (Центральным) банком страны.

Главными причинами создания и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов, циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей коррекции (уменьшение) государственных расходов; влияние политических бизнес-циклов — чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание, что увеличивает бюджетный дефицит.

На объеме бюджетного дефицита происходят все изменения в величине государственного долга, в том числе те, что обусловлены влиянием инфляции. Именно поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась также в реальных, а не только в номинальных величинах.

Бюджетный дефицит является разницей между государственными расходами и доходами. Фактический бюджетный дефицит за исключением инфляционной части процентных платежей (операционный дефицит), можно подсчитать с помощью следующей формулы:

OBD = BD DG ∙ г,

где OBD — операционный бюджетный дефицит;

BD — фактический дефицит бюджетных;

DG — размер государственного долга на начало года;

р — темп прироста инфляции за год, %.

В условиях инфляции оголошуваний в отчетах бюджетный дефицит превышается на величину (DG p). При высоких темпах инфляции эта величина может быть достаточно значительной. Как следствие возможны ситуации, когда наблюдается рост номинального государственного долга при одновременном снижении реальной задолженности. Это затрудняет оценки бюджетно-налоговой политики.

Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП, и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно: отношение долга к ВВП, отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

Относительная величина государственного долга («долг/ВВП») зависит от таких факторов, как уровень реальной процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП будет увеличиваться.

Управление государственным долгом (в широком смысле) — это одно из направлений финансовой политики государства в лице органов государственной власти и управления относительно определения долговой стратегии государства, в частности целей долгового финансирования, определение стоимости и объема государственного долга, организации планирования, учета, отчетности и контроля государственного долга, с целью удовлетворения финансовых потребностей государства и общества в режиме рационального использования бюджетных средств, экономии ресурсов, опосредованных долговыми обязательствами Правительства и минимизации обслуживания долга.

Главными направлениями управления государственным долгом является поиск надежных источников для выплат долга и рациональное использование внешних заимствований.

По определению экспертов Всемирного банка, эффективное управление государственным долгом включает в себя три специфические взаимосвязанные процессы:

♦ выбор подходящего вида финансирования;

♦ решения о размере займов;

♦ ведение полной и своевременной отчетности о имеющийся долг государства.

Критерием эффективности операций с государственным долгом является достижение экономии средств государственного бюджета. Сейчас существует значительное количество нормативно-правовых актов, частично регулирующих порядок образования государственного долга, его обслуживания и погашения, однако следует констатировать, что они не создают целостной системы, порядка, форм и методов эффективного управления государственным долгом.

Само по себе наличие государственного долга не дает представления о реальном финансового состояния государства. Государственный долг — это сложное явление, обусловленное рядом факторов, которое в условиях каждого отдельного государства имеет свою специфику. Подтверждением этому является опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигла расцвета экономики.

Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Одной из главных характеристик положения долговой зависимости страны является отношение суммы внешнего государственного долга к ВВП. На начало 2011 г. наибольший размер внешнего долга США имели (13 980 млрд. долл.) и страны СС (13 720 млрд. долл.). Значительные размеры внешнего долга имеют также Германия, Франция, Бразилия, Индонезия, Венгрия. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, происходит рост внешней задолженности в мире. Все выше отмеченное дает основания сделать вывод, что проблема состоит не столько в размерах государственных заимствований, сколько в их использовании.

К категории стран с чрезмерным уровнем задолженности относятся те, что на протяжении последних лет имели превышение критического значения хотя бы одного из следующих показателей: отношение величины накопленного долга к ВВП составляло более 80% или отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышает 220 %.

Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое состояние. Наличие государственного долга требует осуществления ежегодных процентных платежей, которые должны финансироваться за счет налоговых поступлений. При стремительном росте таких расходов государство должно или уменьшать расходы на финансирование социально-экономических программ, или увеличивать свои доходы. Увеличение доходов бюджета достигается за счет установления налогов и других обязательных платежей или дополнительных государственных займов. Дополнительные займы требуют дополнительных расходов на обслуживание государственного долга, а введение новых налогов может подорвать заинтересованность предпринимателей к бизнесу. Поскольку источником погашения государственного долга являются доходы бюджета, в частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что только те страны сумели избежать серьезных долговых проблем, которые сумели проконтролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных займов на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным способом. К сожалению, такая ситуация характерна почти для всех постсоциалистических стран Европы.

Предельные размеры государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Уровень бюджетного дефицита принадлежит к числу важнейших индикаторов финансовой безопасности любого государства. Существуют различные оценки его предельного размера. Например, Маастрихтский договор среди других условий потенциальным участникам валютного союза выдвигает и такую, как предел дефицита госбюджета (3 % от ВВП). Согласно данным международной статистики «нормальная» величина бюджетного дефицита в индустриально развитых странах колеблется в пределах 3-4 % от размера ВВП за среднемировой его величины 4,5%. Существует тенденция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемировом измерении 4-5% от объема ВВП.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют различные взгляды. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов основываются на том, что бюджетный дефицит не является деструктивным фактором. Для национальной экономики он не представляет угрозы, поскольку все расходы, в том числе и те, превышающие доходы, совершаются на территории определенного государства и способствуют росту благосостояния страны. Если дефицит будет сосредоточен в бюджете развития, то в этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Кроме того, дефицит бюджета, согласно теории дефицитного финансирования, означает увеличение доходов субъектов хозяйствования и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. А это, в свою очередь, ведет к росту налоговых поступлений.

Экономисты неоклассического направления придерживаются противоположной позиции. По их мнению, хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переводу текущего экономического бремени на будущие поколения. Для финансирования дефицита должны привлекаться эмиссия денег и займов, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, рост внутреннего и внешнего долга государства.

До сегодня считалось, что ежегодно сбалансированный бюджет — это одна из главных задач бюджетной политики государства. В основу такого подхода положена концепция сбалансированности бюджета в процессе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции заключается в следующем. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть провоцировать дефицит бюджета. Во время экономического роста следует повышать налоги и снижать правительственные расходы. Положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Но, как показывает практика, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и протяженности. Пытаясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинированные меры. Простота этих рекомендаций по преодолению бюджетного дефицита является достаточно иллюзорной. Как демонстрирует опыт многих стран, такая политика требует очень тонкого сбалансированного сочетания мер по повышению доходной базы и сокращения государственных расходов, ведь государственные расходы также имеют разный характер — потребительский и инвестиционный. Итак, речь идет о сокращении непроизводительных бюджетных расходов и рост инвестиций в производство и в «человеческий капитал» — образование, здравоохранение, социальные компенсации.

В условиях рыночной экономики, как утверждают современные западные финансовые теории, дефицит может быть полезным в случае, когда во время спада производства государство тратит больше денег, чем получает: он обеспечивает увеличение спроса, в том числе покупательную способность населения. Потребители начинают больше покупать, предприниматели — больше продавать. Вследствие этого растут объемы производства и сокращается безработица.

Однако в период подъема экономики государство не может позволить себе дефицит бюджета, поскольку он будет стимулировать инфляцию. Итак, бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы, нужен не ежегодно, а в определенный период, то есть в течение экономического цикла. В отдельные годы с целью стимулирования деловой активности государство может допускать дефицит бюджета.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Верны ли следующие утверждения?

1. Бюджетный дефицит и государственный долг угрожают независимости страны.

2. Уровень развития страны имеет значение для оценки уровня ее государственного долга и бюджетного дефицита.

3. Если национальная экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и государственные расходы превышают налоговые поступления, возникает структурный дефицит бюджета.

4. Ускоренное развитие национальной экономики возможен лишь тогда, когда государственный долг не растет.

5. Государственный бюджет отражает интересы только министерств и ведомств, предприятий и организаций.

6. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет дополнительной эмиссии денег.

Ответы: 1 — да; 2 — да; 3 — да; 4 — нет 5 — нет; 6 — да.

2). Решите тестовые задания.

1. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что:

а) государство может обанкротиться;

б) сокращается неравенство в доходах;

в) увеличивается доля сбережений всех уровней используемого дохода;

г) часть национального продукта переходит к другим странам.

2. Внешняя задолженность страны — это следствие:

а) прямых внешних инвестиций в экономику страны;

б) продажи материальных активов иностранцам;

в) заимствование средств за рубежом и продаже финансовых активов за рубеж;

г) приобретение страной финансовых активов.

3. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет:

а) прибылей деловых предприятий;

б) доходов домохозяйств;

в) дополнительной эмиссии денег;

г) золотовалютных резервов страны.

4. К числу главных причин несостоятельности стран оплачивать свои внешние долги предстоит такая:

а) правильная макроэкономическая политика стран-должников;

б) снижение процентных ставок в развитых странах;

в) резкое изменение конъюнктуры на мировых рынках, что сопровождается ухудшением условий торговли стран-должников;

г) отсутствие стимулов к отказу от уплаты долга.

5. Экономическая сущность государственного долга проявляется через следующую ее функцию:

а) фискальную;

б) мотивирующую;

в) сдерживающую;

г) стратегическую.

6. Управления государственным долгом не включает следующую стадию:

а) подготовка;

б) использования;

в) погашения;

г) привлечение.

3). Выполните практическое задание.

Правительство страны взяло заем в сумме 500 млн. долл. по годовой ставке 10%. Эти средства использованы для реализации инвестиционного проекта, который обеспечивает ежегодный прирост ВВП на сумму 100 млн. долл. на протяжении нескольких лет. Определите:

а) на сколько возрастет государственный долг;

б) возрастет ли чистый бремя долга, который несут граждане этой страны.

Решения:

а) государственный долг возрастет на сумму взятого за границей займа, то есть на 500 млн. долл.;

б) чистая бремя долга не вырастет, потому что сумма уплаты процентов за год меньше ежегодного прироста ВВП, из которого выплачивают долг. Уплата процентов равна 50 млн. долл. (500 ∙ 0,1), а ежегодный прирост ВВП — 100 млн. долл. Разницу между ними (100 — 50 = 50 млн. долл.) накапливают для уплаты основной суммы долга.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Составить сводную таблицу суммарного долга стран мира по отношению к ВВП по информации СМИ (журналов, периодики, Internet — ресурсов).