УРОК № 7
Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках (благодарить кого — укр. слава кому)
Цель: научить школьников правильно выбирать форму зависимого слова в словосочетании; развивать у них умение использовать словосочетания в речи, в том числе и то, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова; воспитывать у детей любовь к прекрасному.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно выбирают форму зависимого слова в словосочетании, в том числе и в тех, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
— Проверка домашнего задания.
— Работа по карты.
КАРТОЧКА 1
Сделайте разбор словосочетаний. Замените их синонимичными.
Как изменился вид подчинительной связи?
Повидло из яблок, суп с фасолью, кисель из клубники, шкаф для книг, вода из родника, тишина ночи.
КАРТОЧКА 2
Выделите в словах корень. Объясните орфограмму. Составьте словосочетания «прилаг. + сущ.». Назовите в них тип связи.
Вкус..ный, грус..ный, ужас..ный, поз..ный, окрес..ный, шестнадцать, прелес..ный, соглас..ный.
— Творческий диктант.
Составьте словосочетания, подобрав из скобок подходящее по смыслу главное слово. Нибудь запишите их. Укажите тип словосочетаний по способу выражения главного слова, вид подчинительной связи.
… ребенка, … куртку (одеть, надеть); … на вершину горы, … в класс (войти, взойти); … к награде, … слово для выступления (предоставить, представить); … новую профессию, … материал по истории (усвоить, освоить).
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Задание учащимся.
Как правильно перевести? вычеркните неправильное.
Соскучиться за матерью — скучать по маме, скучать за мамой.
Рассказать о друге — рассказать о друге, рассказать о вторых.
Смеяться с себя — смеяться с себя, смеяться над собой.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
— Слово учителя.
В русском и украинском языках словосочетания строятся одинаково. Однако в некоторых словосочетаниях могут не совпадать грамматические признаки: род существительного, способ глагольного управления.
Ср.: злой собака (ч. г.) — злая собака (ж. г.), высокая тополь (ж. г.) — высокий тополь (м. г.).
Ср.: болеть (чем?) ангиной (Т. п.) — болеть на ангину (Зн. в.); прийти (к кому?) к другу (Д. п.) — прийти к другу (Г. в.)
— Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] — с. 27.
[2] — с. 27.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
— Тренировочное упражнение.
Переведите на русский язык и нибудь запишите словосочетания. Укажите падежи существительных в обоих языках.
Ходатайствовать о детей, прислушаться к пению птиц, идти мимо опушки, плакать от радости, подойти к стадиону, вырос в городе, готовиться к поездки, сидеть у пруда, идти по грибы.
— Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] — 30, 34 (письменно).
[2] — 61 (письменно), 62 (выпишите из текста словосочетания, отличающиеся грамматическими признаками в русском и украинском языках, и переведите на русский язык. Сопоставьте их).
Образец: пишов до Днипра (Г. в.) — пошел к Днепру (Д. п.).
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— Работа с текстом.
[1] — с. 28-29, рубрика «Учимся понимать прекрасное!».
[2] — упр. 71 (II).
— Беседа с учащимися.
Учебник [1]
— Как художник передает романтическое настроение лунной ночи?
— Иллюстрацией к какому произведению могла бы служить эта картина?
— Какое впечатление производит на вас эта картина?
— Составьте опорные словосочетания для описания картины, переведите их на украинский язык. Сравните эти словосочетания.
Учебник [2]
— Какова основная мысль текста?
— Отражает ли заголовок основную мысль текста?
— К какому типу речи относится текст?
— Выпишите из текста по четыре примера словосочетаний с разным типом связи. Сравните их написание и грамматические признаки в украинском языке.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 33 (письменно); [2] — 59 (письменно).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
— Беседа с учащимися.
— Какую роль словосочетание играет в речи?
— Каково строение словосочетания?
— Какие словосочетания по способу выражения главного слова вы знаете? По типу подчинительной связи?
— Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием?