УРОК № 7

Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках (благодарить кого — укр. слава кому)

 

Цель: научить школьников правильно выбирать форму зависимого слова в словосочетании; развивать у них умение использовать словосочетания в речи, в том числе и то, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова; воспитывать у детей любовь к прекрасному.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно выбирают форму зависимого слова в словосочетании, в том числе и в тех, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Работа по карты.

КАРТОЧКА 1

Сделайте разбор словосочетаний. Замените их синонимичными.

Как изменился вид подчинительной связи?

Повидло из яблок, суп с фасолью, кисель из клубники, шкаф для книг, вода из родника, тишина ночи.

 

КАРТОЧКА 2

Выделите в словах корень. Объясните орфограмму. Составьте словосочетания «прилаг. + сущ.». Назовите в них тип связи.

Вкус..ный, грус..ный, ужас..ный, поз..ный, окрес..ный, шестнадцать, прелес..ный, соглас..ный.

Творческий диктант.

Составьте словосочетания, подобрав из скобок подходящее по смыслу главное слово. Нибудь запишите их. Укажите тип словосочетаний по способу выражения главного слова, вид подчинительной связи.

… ребенка, … куртку (одеть, надеть); … на вершину горы, … в класс (войти, взойти); … к награде, … слово для выступления (предоставить, представить); … новую профессию, … материал по истории (усвоить, освоить).

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Как правильно перевести? вычеркните неправильное.

Соскучиться за матерью — скучать по маме, скучать за мамой.

Рассказать о друге — рассказать о друге, рассказать о вторых.

Смеяться с себя — смеяться с себя, смеяться над собой.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

В русском и украинском языках словосочетания строятся одинаково. Однако в некоторых словосочетаниях могут не совпадать грамматические признаки: род существительного, способ глагольного управления.

Ср.: злой собака (ч. г.) — злая собака (ж. г.), высокая тополь (ж. г.) — высокий тополь (м. г.).

Ср.: болеть (чем?) ангиной (Т. п.) — болеть на ангину (Зн. в.); прийти (к кому?) к другу (Д. п.) — прийти к другу (Г. в.)

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 27.

[2] — с. 27.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочное упражнение.

Переведите на русский язык и нибудь запишите словосочетания. Укажите падежи существительных в обоих языках.

Ходатайствовать о детей, прислушаться к пению птиц, идти мимо опушки, плакать от радости, подойти к стадиону, вырос в городе, готовиться к поездки, сидеть у пруда, идти по грибы.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 30, 34 (письменно).

[2] — 61 (письменно), 62 (выпишите из текста словосочетания, отличающиеся грамматическими признаками в русском и украинском языках, и переведите на русский язык. Сопоставьте их).

Образец: пишов до Днипра (Г. в.) — пошел к Днепру (Д. п.).

 

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с текстом.

[1] — с. 28-29, рубрика «Учимся понимать прекрасное!».

[2] — упр. 71 (II).

Беседа с учащимися.

Учебник [1]

— Как художник передает романтическое настроение лунной ночи?

— Иллюстрацией к какому произведению могла бы служить эта картина?

— Какое впечатление производит на вас эта картина?

— Составьте опорные словосочетания для описания картины, переведите их на украинский язык. Сравните эти словосочетания.

 

Учебник [2]

— Какова основная мысль текста?

— Отражает ли заголовок основную мысль текста?

— К какому типу речи относится текст?

— Выпишите из текста по четыре примера словосочетаний с разным типом связи. Сравните их написание и грамматические признаки в украинском языке.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 33 (письменно); [2] — 59 (письменно).

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Какую роль словосочетание играет в речи?

— Каково строение словосочетания?

— Какие словосочетания по способу выражения главного слова вы знаете? По типу подчинительной связи?

— Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием?