Бабеф (Гракх) Франсуа (Francois Babeuf (Gracchus), 1760 — 1797) — французский политический деятель, идеолог уравнительного коммунизма, которого прозвали Гракхом за сходство его аграрной программы с требованиями римского государственного деятеля II ст. к н. е. Именем Бы. назывался движение его сообщников и последователей — бабувістів, а именно — левое крыло Великой французской революции.

Бы. родился в бедной крестьянской семье в Сен-Квентині, работал землемером, потом занимался политической журналистикой и находился на других работах, перед революцией 1789. впервые приехал в Париж и организовал газету «Пікардійський корреспондент», позже как администратор занимался благоустройством феодальных архивов. После падения якобинской диктатуры в 1794 г. организовал газету «Tribun du Peuple» («Трибун народа»). Он помогал бедноте, вел пропагандистскую деятельность, был активным сторонником республики. По фальшивому обвинению его приговорили к многолетнему заключению. Бы. в 1792 — 1793 pp. начал называть себя Каміллом-Гракхом и добивался пересмотра своего приговора, что произошло только в 1794 г. Весной 1796 г. он создал тайную организацию «Заговор равных», за что его снова арестовывают. Бабефа и Дарте на суде в качестве главных организаторов и идеологов заговора приговорили к смертной казни. их было гільйотиновано в Вандомі, а остальных участников заговора суд оправдал.

Свои взгляды Бы. выложил в речах и статьях, что были опубликованы в созданной им газете. В соответствии с собственным мировоззрением и опираясь на Морелли, Гракх Бабеф выступал борцом за новый справедливый общественный строй. Однако если Морелли считал, что такой порядок (первобытного коммунизма) уже существовал и надо бороться за его возвращение, то Бы. отрицал такой тезис и призвал к решительной борьбе за будущий коммунистический строй. Последний, по его утверждению, станет результатом торжества Разума, долголетней труда и размышлений. Будущий общественно-политический строй должен соответствовать естественному состоянию первобытных людей и естественному праву, должны быть еще завоеванные в длительной и напряженной борьбе с эксплуататорами. Бы. считал Французскую революцию последним эпизодом вечной борьбы между плебеями и патрициями, между бедными и богатыми». В То Же Время Бы. с гибелью Робеспьера связывал возвращение Великой французской революции назад, утверждал, что она «не доведена до конца…»

Бы. вместе со своими сообщниками по организации «Заговор равных» подготовил документ «Акт о восстании», который освещал весь спектр взглядов и представлений его авторов. В нем подчеркивалось, что вооруженное восстание необходимо осуществить для восстановления конституции 1793 г. Восставшие народные массы должны захватить все правительственные учреждения, подавить сопротивление сторонников тирании, конфисковать все имущество эмигрантов, мятежников и прочих врагов народа, а также получить обратно все имущество, что было заложено беднотой в ломбардах. Сторонники Бы. считали, что на переходный период власть должна перейти к временному правительству — революционной диктатуры «национального собрания». Последние формировались бы, за видением Б., не благодаря выборам, а провозглашались непосредственно самими участниками восстания. Бы. выступал за ликвидацию частной собственности, за внедрение обязательной общественно-полезного труда для всех граждан-патриотов. Все остальные должны быть лишены права участвовать в общественной жизни и находиться под административным надзором до тех пор, пока не докажут своей лояльности к революционной власти и не станут членами Национальной общины.

Согласно с видением Б., позаобщинники лишались политических прав, они облагались большими налогами и для них предусматривалась принудительная общественно полезный труд. Национальная община должна быть собственником всего национального имущества, она должна заботиться о том, чтобы все были равны и жили в «честном среднем достатке», а главным принципом идеальной республики должно стать лозунг «строгой равенства» и императив «смелой программы общего равенства, что способна вывести массы из нищенского положения и политической апатии». Равенство в общине должна быть во всем: одежде, жилище, быту и тому подобное.

В теоретических разработках «равных» нашли свое отражение надежды и стремления передпролетаріату раннефеодальной эпохи революции. В деятельности заговорщиков Бы. наблюдается жизненно высокий реализм как в оценке положения, так и проектах практических действий по реализации коммунистического мировоззрения левого крыла Великой французской революции. Бы. посвятил свою деятельность не только достижению идеалов, но и продемонстрировал большое значение мобилизации революционных сил для того, чтобы поднять народные массы на новые свершения. Однако, по оценке К. Маркса, в Бы. идея коммунизма была «грубая» и «инстинктивная».

В социалистической литературе начала XX века. шла дискуссия относительно того, можно ли считать Бы. предшественником марксизма и места его постулата относительно диктатуры беднейших восставших масс. Однако уравнительный подход и историческая ограниченность отводили Бы. соответственно другое видное место среди политических деятелей и мыслителей XVIII века.

Произведения: Бабеф Г. Сочинения: В 4 т. — М., 1975 — 1977 гг.; Буанарроти Ф. Заговор во имя равенства. — М., 1963; Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. — К. Маркс и Ф. Энгельс. — Соч. Т. 2.

Волгин В. П. Место бабувизма в истории социалистических идей. Французский ежегодник. — М., 1960; Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. — М., 1974; Далин В. М. Гракх Бабеф накануне и во время Великой французской революции (1785-94). — М., 1963; Левандовский А. П. Первый среди равных: Повесть о Гракхе Бабефе. — М., 1986; Щеголев П. П. Заговор Бабефа. — Л., 1927; Ципко А. С. Идея социализма. — М., 1976.

А. Кудряченко