Возрождение политической мысли — политико-правовая идеология, политические программы и платформы европейских мыслителей эпохи Возрождения ХIV-ХV вв. В это время в Европе происходят значительные социально-экономические и общественно-политические сдвиги, ознаменовавшие собой новое время, ранний этап которого связывают с эпохой Возрождения.

Возрождение открыло совершенно новые политические проблемы, возникшие с кризисом феодализма, научно-техническим прогрессом, развитием новой структуры общества, распространением рационального мышления, открытиями в науке (Н. Коперник, Г. Галилей). Это были проблемы, связанные с новым видением человека, измерениями ее свободы, прав и обязанностей. Это были проблемы новой экономической политики, нового подхода к собственности, на право владеть которой претендовали все более широкие круги населения. Это были проблемы, связанные с доступом к власти; а за то, что круг владельцев расширялось, то должно было закономерно расширяться и круг людей, которые могли участвовать в принятии политических решений. Капитализм рождался, кардинально изменял, по крайней мере начинал менял основные источники власти. Уже не физическая сила, мужество, умение владеть мечом становились важнейшим источником власти, а инициативность, талант к торговле, умение комбинировать, общаться, экономить, самоотверженно работать. Деньги открывали доступ к власти. Итак, феодальный способ принятия решений, доступа к власти был отвергнут, как в конце концов потерял популярность и феодальный государственный строй.

Одним из очагов изменений в Европе стала Северная Италия, именно здесь расцвело творчество первого представителя политической философии, теории политики новых времен — Н. Макиавелли (1469 — 1527). В историю политической мысли Маккиавелли вошел благодаря тому, что выделил политику в самостоятельную науку и рассматривал ее как искусство, символ веры, которая должна стать господствующей в сознании человека. В своих трактатах «Государь», «Рассуждения на i декаду Тита Ливия» противопоставил теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие «государство» как общее политическое состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобність, агрессивность, властолюбие, жадность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и тому подобное. Необходимость обуздать эти ее черты и вызвала к жизни государство. Макиавелли изложил политическую идеологию и политическую теорию в форме своеобразного мифа, изобразив выдуманные и реальные фигуры политической истории и показал воображаемый идеальный образ правителя как носителя символа «коллективной воли», что выполняет свое историческое предназначение, имеет свою судьбу. Его идеал государственного устройства — сильная, жестко централизованная республика, где властвуют представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая негативные качества человека, должен быть «лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков». Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, а дворянство призвал уничтожить совсем. Макиавелли впервые попытался исследовать феноменологию политического сознания и политической деятельности, которые были обращены не в прошлое, а в будущее. Политическая идеология, по Макиавелли, была направлена на достижение четко определенной политической цели — формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать единое итальянское государство. Он впервые рассмотрел все человеческое знание под углом зрения политики, отметил глубоком кризисе тогдашнего общества и культуры, выход из которой усматривал в развитии новой политической сознательности. В своих произведениях Макиавелли восстановил идею античных мыслителей о развитии общества по кругу, отмечая, что «все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к неупорядоченности, а потом от неупорядоченности к новому порядку». Исповедуя и некоторые гуманистические идеи, Макиавелли отмечал полярность интересов бедных и богатых, высказывался за справедливый и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человеку, демократическое городское самоуправление. Только свобода и равенство, по его мнению, способны развивать способности личности воплощать в ней любовь к общему благу и гражданские добродетели.

Идеи всеобщего равенства людей, примитивного коммунизма, обобществления имущества, ликвидации частной собственности защищали идеолог крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер (1493 — 1525) и немецкие анабаптисты. Требования свободы мышления, свободы убеждения, свободы совести, равенства мирян и духовенства развивал знаменитый деятель Реформации в Германии, основатель одного из наиболее влиятельных течений в протестантизме Мартин Лютер (1483 — 1546). Он утверждал, что человеческая личность освобождается от законов и поставлена в прямую связь с Богом, и одновременно личность, ее деятельность объявляется ничтожной, потому что действует закон вечного предназначения Божьего, а потому воля человека бессильна. Лютер отрицал естественную свободу, церковный закон, однако требовал свободы в религии, церкви. Источником познания истины оставался человеческий разум. Лютер сузил возможность вмешательства религии в общественную жизнь. Господство догм ограничивалась религиозной сферой, на все остальные предоставлялась свобода. От человека требовалась только личные чувства, вера в Христа Спасителя. В отличие от Лютера основатель христианского гуманизма Эразм Роттердамский (1469 — 1536) в трудах «О свободе воли», «Похвала глупости», «Заместитель» и других отстаивал идеалы бюргерства — образованная и гуманная монархическая власть, свобода духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота. В Англии идеи имущественного равенства людей, отмены частной собственности как причины их неравенства, уравнительного распределения, отрицание богатства и эксплуатации человека человеком, обязательности труда для всех, выборности органов власти, веротерпимости, свободы совести проповедовал гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478 — 1535). В 1516 г. латыни вышла его труд «Золотая книга, столь полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом остров Утопию». Оставаясь монархистом, он выступил против тирании — воля народа для него была выше воли монарха, ибо «воля народа дает короны и отнимает их». Мор был убежден, что достаточно в своей деятельности руководствоваться здравым смыслом и элементарными законами природы, чтобы избавиться от зла, которое тяготеет над обществом. Аналогичные взгляды на рубеже XVI — XVII вв. высказывал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568 — 1639). «Город солнца» (опубликована в 1623 г.) — самая известная труд Кампанеллы, она тоже была утопией.

В начале XVI века. во Франции утвердился абсолютизм, который был враждебно встречен определенной части дворянства. Такое сопротивление отображался в трудах мыслителей того времени. Один из них — основатель пуританства Жан Кальвин (1509 — 1564), который, систематизировав учение Лютера, ввел новую форму церковной организации, а провозглашенную его предшественником свободу совести свел до уровня свободы от католицизма. В 1534. Кальвин опубликовал свой основной труд «Наставление в христианской вере», где систематизировал теологическое обоснование Реформации. Последователи Кальвина во Франции — гугеноты выступили как оппозиция королю и католической церкви. Начались религиозные войны, во время которых родилась идеология кальвинистов-монархомахів (греч. monarchos — единовластие, mache — борьба). Исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, они обосновали право на сопротивление тиранам, право городских магистратов на отпор монарху — тирану.

Доктрину суверенитета использовали и для защиты королевского абсолютизма. Например, выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530 — 1596) считал, что общество формируется под влиянием естественной среды, а государство-кровногосподарських союзов. Боден сформулировал учение о суверенитете, который не может быть «смешанным», потому что принадлежит или королю, или аристократии, или народа. Демократия для Бодена ненавистна, но и тиранию он не принимал, признавая право народа на сопротивление тирану вплоть до его убийства.

Хвйзинга Ы. Осень средневековья. Сочинения: В. С т. — М., 1995. — Т. 1; Рассел Б. История западной философии. — К., 1995. — Т. 1.

А. Бабкина