Декларация принципов толерантности утверждена Резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. В ней государства — участники Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции, отметили, что руководствуясь Уставом ООН, Преамбулой ЮНЕСКО, Всеобщей декларацией прав человека, международными актами, рекомендациями региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года ООН, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами — членами по программе Года ООН, посвященного толерантности, чувствуя угрозы в связи с активизацией в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации в отношении национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств, беженцев, рабочих — мигрантов, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществе, которые несут опасность делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств — членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без исключения по признакам расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья и борясь с проявлениями нетерпимости, принимают и провозглашают эту Д. п. т., полны решимости осуществить все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономическим развитием всех народов. Статья 1 Д. п. т. зафиксировала поліваріативність определение понятия толерантности. Во-первых, в соответствии с ней толерантность рассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатства и разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии, не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Во-вторых, толерантность трактуется как активное отношение, формируемое на базе признания универсальных прав и основных свобод человека. В-третьих, в этой статье толерантность представляется как обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, которое предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и которое утверждает нормы, установленные в международных актах в области прав человека. В-четвертых, внедрение толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохраняют свою индивидуальность; взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Ст. 2 Д. п. т. дает толкование, как понимается толерантность на государственном уровне, на котором она требует справедливого и бесстрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм и предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. С целью формирования толерантного общества, отмечается в этой статье, государства должны ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство, которое обеспечивало бы в государстве равноправный подход и равенство возможностей для всех групп и отдельных людей. В интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. В ст. 2 говорится, что нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественно-политической жизни, а также насилия и дискриминации в отношении них.

Ст. С Д. п. т. обосновывает социальные аспекты проблемы, в которой отмечается, что толерантность как никогда важна в современном мире, в век глобализации экономики, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур (угрозы в связи с этими процессами имеют глобальный характер); потребность в толерантности необходима и в отношениях как между людьми, так и на уровне семьи и общин, она также важна в школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе, где нужно укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарность. Средства коммуникации, отмечается в ст. С, способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению распространения ценностей толерантности и разъяснения угрозы проявлений безразличия относительно групп и идеологий, которые проповедуют нетерпимость. Ст. С обращает особое внимание на наименее защищенные социально группы, которые находятся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействие, особенно по

посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции. В интересах решения этой глобальной задачи в статье отмечается необходимость проведения соответствующих научных исследований и налаживание контактов, направленных на координацию деятельности международного сообщества.

Ст. 4 Д. п. т. посвящена вопросам воспитания толерантности, в ней отмечается, что это наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать как безальтернативный императив и в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, освещающий культурные, социальные, экономические, политические, религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в сфере образования должны способствовать улучшению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. В ст. 4 обосновывается необходимость воспитания в духе терпимости, что должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления суждений, основанных на моральных ценностях. Государства — члены ЮНЕСКО в ст. 5 обязали поощрять толерантность и ненасильництво, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации, а в ст. 6 Д. п. т. провозглашен 16 ноября как ежегодный Международный день, посвященный толерантности с целью мобилизации общественности, привлечения внимания к угрозам, которые содержатся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности.

Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. — СПб., 2004.

А. Антонюк