Демократизация (от греч. demos — народ и kratos — власть, демократия — власть народа, народовластие) — организация и функционирование государственной власти на началах признания народа ее источником и носителем суверенитета в решении проблем общественного управления. Термины «демократизация», «демократизм», «демократический» используют для характеристики соответствующих процессов, явлений, способов принятия и исполнения общеобязательных решений, осуществления полномочий, организационно-распорядительных функций и тому подобное.

Демократия — это прежде всего признание народа как источника власти, субъекта определение характера и содержания властных функций. Самым распространенным является понимание демократии в связи с властью и принципами ее осуществления.

По форме и способу осуществления демократия подразделяется на непосредственное (прямое голосование на выборах, референдумах и т. п) и представительную, когда властные полномочия осуществляются через избранных депутатов, других народных представителей. По своей сути демократия не имеет ничего общего с антидемократическими режимами: с одной стороны, она является альтернативой тоталитарно-авторитарного централизма, а с другой — не воспринимает анархистского децентрализма, что предопределяет разрушение властных и самоуправленческих структур, превращение демократии в охлократию.

Организация общественной жизни, способ управления общественными делами в определенной степени определяются формой государственного правления. Самой приемлемой считается республиканская форма государственного правления парламентского или президентского типа. Однако демократичность политического режима обеспечивается не только республиканскими формами государственного правления. Мировая практика государственного строительства свидетельствует, что вполне демократическими могут быть и парламентарні (конституционные) монархии (например, формы правления в Швеции или Голландии с достаточно широкой и устоявшейся системой гарантий прав и свобод человека и гражданина (относительно надежной их защиты)).

Принципами демократии часто руководствуются и в негосударственных сферах общественного бытия. Как правило, они являются основой организации и деятельности различных объединений граждан (политических партий, общественных организаций, профсоюзов).

В развитом демократическом обществе осуществление властных функций дифференцируется, что позволяет субъектам властных полномочий строить свои взаимоотношения на конкретной функциональной основе в пределах соответствующей компетенции (юрисдикции). В таком обществе публичная власть с целью обеспечения эффективного ее функционирования разделена в вертикальном и горизонтальном векторах. Вертикальная дифференциация исполнительной власти предопределяет наличие реально функционирующих ее центральных и местных органов. На горизонтальном уровне государственная власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Сущностью демократии является воля народа. Власть — результат осуществления этой воли. Согласно определению немецкого ученого М. Вебера, власть — это возможность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению. Демократизация как один из факторов общественного процесса, способ и соответствующая стадия привлечения народа к решению проблем общественного управления создает условия и возможности, при которых народ приближается к максимально возможной границы осуществления власти. В государственно-правовом смысле демократизация исчерпывает себя в основном тогда, когда власть в государстве полностью становится народной, когда народ является единственным источником власти. В то же время демократизация предполагает реформирование институтов власти, обеспечивающих в демократическом, правовом государстве осуществление власти народом.

В контексте развития и углубления демократии на особое внимание заслуживают вопросы обеспечения прав и свобод человека, ведь человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в демократическом мире наивысшей социальной ценностью. Сейчас самой авторитетной институцией защиты прав человека в Европе является Совет Европы — основатель Европейского суда по правам человека. Став в ноябре 1995 г. членом СЕ, Украина ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. После ратификации Конвенция вступила в силу на территории Украины и в соответствии со ст. 9 Конституции Украины является частью национального законодательства Украины, что дает возможность каждому лицу, которое на законных правах находится на территории Украины, обращаться в Европейский суд по правам человека за защитой своих прав и свобод, если такое лицо считает, что ее права и свободы нарушены и не были защищены национальными средствами правовой защиты в Украине.

Руководствуясь международными нормами по правам человека и основных свобод, органы государственной власти Украины утверждают в государстве общепризнанные международные стандарты, касающиеся этой чрезвычайно важной сферы. Определяющим в практике применения таких норм должна быть защита интересов человека.

Демократия и конституционный контроль должны быть на одном уровне, поскольку конституционная юстиция защищает не только Конституцию, но и традицию как возможное дополнение писаного права и принципы, которым принадлежит особое место в общей сокровищнице конституционно-правовых постулатов. Между конституционализмом и демократией не может быть противоречий, ведь законодатель и конституционный судья нужны друг другу. Законодатель «связан» правовой позицией Конституционного суда по рассмотренным им делам и его интерпретацией Конституции Украины и законов Украины. Своими решениями КС Украины наглядно демонстрирует силу права над правом силы.

Загладин Н. В., Дахин В. Н., Заглодина X. Т., Мунтян Н. А. Мировое политическое развитие: век XX. — М., 1 995; Эндрейн Ч. Ф. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. — М., 2000.

А. Бабкина