Аксиология этнополитическая (от греч. ахіа — ценность и logos — учение, а также ethnos — народ, племя и politika — государственные или общественные дела) — система критериев анализа и оценочных подходов к месту и роли в политике народа как етноісторичної общности, а не поселенческой совокупности. Такую систему производит одна из новых социально-политических наук — политическая этнология, которая в теоретическом познании этнополитических реалий впервые поднимает вопрос о народ — этнос как субъект, а не только объект политики. Данная система в познавательном смысле является комплексной, состоит из критериев и подходов, выработанных всемирным и отечественным политическим опытом. А. е. осуществляют субъекты этнополитических сношений — государственные структуры, компетентные органы, политические партии, общественно-политические ассоциации, печатные органы, функціонерські структуры средств массовой информации, ученые. Чаще Всего А. е. представляет собой текущий зондаж общественного мнения с этноисторических и политико — этнических проблем с целью выявления истинного состояния дел и глубинных настроений в этнополитической сфере в преддверии электоральных кампаний и референдумов, во время и после завершения общегосударственной и общенародной значимости политических событий, социально-экономических кризисов и стихийных бедствий.

Основные атрибуции жизни народа — этноса в политике воплощены в пяти парных понятиях, которые и подлежат современном найновітнішій аксіологізації: «народ — этнос» (политологический феномен, что означает этноисторическом общность на одной из четырех стадий соціоцивілізаційної зрелости — рода, племени, народности, нации) и «народ — население» (социодемографический феномен, что является сборной массой жителей определенной местности, поселенческой общины и административно-підданської единицы); «полиэтническая общность» (охватывает все четыре или по крайней мере две ценностные уровни зрелости народов-этносов — род, племя, народность, нацию) и «многонациональная (однонациональная) общность» (страна, общество, государство, местность и тому подобное, что отражает лишь одну аксиологическая ценность — нацию); «етносуспільство» (присущий только конкретному народа — этноса микросоциум, свое общество, которому адекватна определенная модель политики и тип политического гражданства) и «гражданское общество» (синтез разнообразных моделей политики и типов политического гражданства — моносинтез в моноетнічній общности и полісинтезу полиэтнических спільностях); «субъект этнополитики» и «объект этнополитики» (теоретико-философский аспект вопроса о соотношении этих понятий остается неизменным, а с точки зрения современной аксиологии в етнополітичному смысле добавляется существенная деталь: народ — этнос может быть не только объектом, но и субъектом политики); «этническое государство» и «социальное государство» (в условиях существования одноетнічних обществ и стран государство не могло не быть этническим и унитарным, но в наше время все страны и общества являются полиэтническими, в которых государства объективно должны быть социальными (всенародными) и федеративными. Перед любой етнополітичною акцией — особенно в условиях полиэтнического общества — тщательной и всесторонней аксіологізації подлежат также такие атрибуции бытия народов — этносов: объективный статус этого народа — этноса в контексте конкретного общества с выяснением его типологических признаков (титульный народ, господствующий, рецессивный или маргинальный, размещенный на своей или чужой етноплаценті и етноойкумені, живет компактно или дисперсно); характер етновалентних отношений этого народа — этноса с другими народами — соотечественниками, соседними, родственными и смежными просто как в текущем моменте, так и в прошлом (крайне важно точно знать, насколько глубоко в менталитете контекстуальных народов — этносов «залегли» так называемые исторические несправедливости — насильственные разгосударствления, войны, конфликты, депортации и тому подобное); степень доминирования в умонастроениях массового среды этого народа — этноса ценностных ориентаций этноцентризма и космополитизма, інтеретнізму и етнофобізму, етномаргіналізму и ксенофобства и др.

Поскольку в этнополитических феноменах парадоксально и не «поровну» распределено дозы истинного и вероятного, исторической детерминации и логической недопустимости — любая аксиологическая акция адекватно к задачи (замысла) может быть осуществлена с помощью нового в обществоведении метода-історіологічного. Последний способствует субъекту этнополитики увидеть в случайном необходимое, а самим «строителям элементам» этнополитических феноменов образовать определенные системности, уникальным атрибуціям синтезироваться в типологические целостности. Тем самым етнополітичний субъект имеет возможность максимально приблизиться к глубинной сути политической жизни народов как этноисторических общностей, а не как «простого» населения.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997.

А. Рублюк